СЕМИНАРЫ

6 декабря в гостинице “Мариотт Гранд-отель” (г. Москва) прошла научно-практическая конференция “Технологии управления корпоративными знаниями и электронный документооборот”, организаторами которой выступили ведущие компании-производители, работающие в сфере создания систем управления знаниями и документами, - “АйТи” и Xerox при участии IBM, ABBYY, Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) и др. Конференция собрала около 100 специалистов из 60 организаций.

Основные цели мероприятия - всесторонний анализ, освещение тенденций в развитии современных систем управления документами (СУД), играющих ключевую роль в организации бизнес-процессов любого предприятия, обсуждение перспектив и возможных “подводных камней” в реализации корпоративных систем электронного документооборота и систем управления знаниями (knowledge management, KM). На семинаре прозвучали доклады экспертов-аналитиков из известных консалтинговых фирм, руководителей служб документационного обеспечения и ведущих разработчиков упомянутых выше систем.

Андрей Слюсаренко, директор по консалтингу компании “АйТи”, в своем докладе “Корпоративные знания: тенденции, решения, стратегия реализации” привел любопытные сведения. К примеру, известная консалтинговая компания Gartner Group в одном из своих отчетов за 2001 г. прогнозирует развитие информационных технологий по одному из трех сценариев.

- “Мрачное средневековье” (вероятность реализации сценария - 30%): к 2005 г. мир захлестывает информационный потоп, принимаются неверные управленческие решения, в списке Fortune 1000 сменяется 60% компаний, всеобщее разочарование в технологиях КМ.

- “Стандартное развитие” (вероятность - 50%): KM помогает в развитии бизнеса, наблюдается стабилизация и стандартизация бизнес-процессов вплоть до 2007 г.

- “Золотой век” (вероятность - 20%): KM обеспечивает технологические прорывы, существует единый управляемый набор протоколов взаимодействия.

Нетрудно заметить, что ключевая роль в сценариях принадлежит технологии управления знаниями.

По оценкам другой консалтинговой компании - IDC, предполагается линейный рост дефицита KM-систем (в 2003 г. по сравнению с результатами 2000-го - удвоение), причем основными метриками при оценках являются: дублирование работы, неоптимальная производительность, невозможность оперативно найти нужную информацию или экспертов.

Сегодня управление знаниями рассматривается прежде всего как средство усиления конкурентоспособности и эффективности компаний, причем движущими силами в реализации проектов KM, по данным Gartner Group, являются:

- распространение знаний среди подразделений;

- быстрота реакции на действия конкурентов;

- ускорение процессов инноваций;

- потребность в глобальной деятельности;

- уменьшение затрат;

- уменьшение потерь интеллектуальных ценностей;

- развитие Internet/intranet;

- лучшая интеграция при слиянии организаций и т. д.

Как было отмечено в докладе г-на Слюсаренко, одним из возможных вариантов реализации технологии управления знаниями является корпоративный информационный портал, обеспечивающий доступ ко всем корпоративным приложениям, однократную аутентификацию, централизацию администрирования, внедрения и поддержки ПО, возможность персонализации и создания “группового” контента.

Михаил Ларин, директор ВНИИДАД, высказал мнение, что системы управления документами останутся в центре внимания потребителей из разных сегментов бизнеса, поскольку они позволяют:

- обеспечить полноценное использование информационных ресурсов;

- реализовать принцип однократного ввода информации и ее многократного использования (как подокументно, так и фактографически);

- выбирать маршруты движения документации внутри организации;

- обеспечить необходимую защиту информации от несанкционированного доступа;

- расширять функции по отдельным компонентам СУД и их настройки при изменении требований пользователя.

Михаил Лагутин, главный специалист компании Xerox по продукции “Офисные системы”, остановился на особенностях совместного решения Xerox и “АйТи” - “БОСС-Референт” + Xerox Document Centre, которое позволяет создать единое информационное пространство для работы с документами, обеспечивает коллективную работу с общими базами данных, оптимизирует соотношение бумажного и безбумажного документооборота и дает еще ряд преимуществ.

На конференции были рассмотрены и другие актуальные вопросы, связанные с разработкой ИТ-стратегий отечественных предприятий в области СУД, электронным документооборотом в госуправлении, технологиями автоматизации обработки документов. С большинством представленных продуктов участники конференции могли познакомиться, что называется, “вживую”: в холле “Мариотт Гранд-отеля” расположились рабочие станции с установленной на них системой “БОСС-Референт”, тут же была представлена сканирующая линейка на базе ПО “АйТи” и ABBYY и многофункциональной техники Xerox.

“На десерт” был подан круглый стол “Электронный документооборот: тенденции, прогнозы, опасения” - самая “горячая” часть конференции, вызвавшая активные дебаты по ряду вопросов.

Например, яблоком раздора, как ни странно, стало само определение терминов “документооборот” и “делопроизводство”. Оказалось, что эти понятия существенно разнятся у государственных учреждений и коммерческих предприятий. И если для первых делопроизводство и документооборот - вещи по сути идентичные, то для вторых делопроизводство выступает лишь незначительной “канцелярской” частью документооборота, охватывающего все бизнес-процессы предприятия и ориентированного прежде всего не на формальные реквизиты документа, а на его содержание.

Но самую бурную дискуссию вызвала другая тема круглого стола - болевые точки, мешающие развертыванию корпоративных систем электронного документооборота и систем управления знаниями. По итогам обсуждения в рейтинге возможных факторов, сдерживающих процесс внедрения такого рода систем, на первое место вышел... руководитель предприятия. Именно руководители предприятий, привыкшие отдавать распоряжения устно, не признают необходимости электронной резолюции. Самым конструктивным предложением по данному вопросу, поддержанным практически всеми участниками конференции, можно считать высказывание представителя Минатома, отметившего, что для успешного внедрения системы документооборота сотрудники канцелярии должны брать на себя “воспитание” руководителя.

Версия для печати