ЭКСПРЕСС-ОПРОС

Сергей Бобровский,

В предыдущей статье цикла, посвященного управлению цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM; см. PC Week/RE, № 43/2001, с. 35), был начат разговор о теоретических основах этой концепции. В новом материале мы попытались при помощи экспертов разных компаний понять, насколько это актуально для России и как теоретические аспекты SCM находят отражение в реальных ERP-системах.

Что хорошего принесет SCM российским компаниям?

Консультанты, Columbus IT Partner: В дистрибьюторском бизнесе высока потребность в прогнозировании затрат по каждой поставке товара и в анализе соотношения прогноза с фактическими затратами. Желательно еще и оптимизировать процессы поставок, так как точек отгрузки и сортировки товара обычно несколько (филиалы, удаленные склады, логистические платформы) и все они разнесены в пространстве. При этом на первый план выходит качество поставки: необходимо обеспечить быстроту и прогнозируемость доставки и контроль за перемещением товаров.

Все это делает система SCM. Она позволяет оценивать затраты на поставки, эффективно управлять перевозками грузов и выбирать для исполнения конкретного заказа наиболее оптимальный маршрут и самого подходящего исполнителя.

В нашей практике нередко встречается ситуация, когда анализ всех затрат по поставке с каким-либо подрядчиком или по какому-либо из маршрутов показывает, что эти действия убыточны, хотя в компании они используются уже длительное время. А изменить условия конкретной поставки с помощью SCM-системы можно без проблем.

В ряде случаев приносит ощутимый эффект постоянный оперативный подбор мелких дилеров. Это приводит к экономии (выбираются наиболее выгодные партнерские условия), снижению возможностей для злоупотреблений (взаимоотношения с подрядчиком становятся более прозрачными) и повышению объемов продаж (гарантированное качество поставок и обслуживание привлекает новых дилеров).

Консультанты, J.D.Edwards: Оборачиваемость товарных запасов - важнейший показатель для торгового предприятия. Чем выше оборачиваемость, тем прибыльнее бизнес, так как снижается потребность в собственных средствах, товарных кредитах поставщика и денежных кредитах банка. Внедрение SCM нацелено на улучшение прежде всего этого показателя.

Консультанты, ANDProject (С.-Петербург): Если компания продвигает свой товар для конечных потребителей, то SCM-продукт поможет получить выигрыш благодаря оптимизации затрат на логистику. Если компания работает с территориально разнесенными группами клиентов, то SCM-система будет полезна для оптимизации складирования запасов и снижения транспортных издержек. Конкретные задачи должен определить отдел маркетинга, а SCM-продукт выступает в качестве инструмента.

В любом случае необходимо внедрение полноценной КИС. Информационные системы вендоров и дилеров включаются в это решение в той степени, в которой они готовы участвовать в партнерской работе.

Наш комментарий. Сегодня SCM наиболее востребована в логистике и транспортировке. Специалисты ANDProject также обозначили проблему готовности к эксплуатации SCM-системы внутренних служб предприятия (отдела маркетинга и сбыта) и партнерских подразделений. Эффективность внедрения SCM-решения во многом зависит от степени доверия между организациями и уровня их автоматизации.

Что дает SCM, если деятельность партнеров не прозрачна и плохо автоматизирована?

Консультанты, J.D.Edwards: В подобной ситуации внедрение SCM принесет отдачу, но на более коротком отрезке цепочки - от производителя до розничного торговца. Чтобы руководство решило приступить к внедрению, эффект от него должен быть достаточно велик.

Консультанты, Columbus IT Partner: Внедрение SCM не зависит от уровня автоматизации партнеров. Применение SCM имеет смысл, если компания занимается вопросами поставок - это, прежде всего, дистрибьюторские компании (здесь SCM-система просто необходима), а также производственные, логистические и транспортные организации.

Как на практике в рамках SCM-модуля происходит прогнозирование и планирование?

Консультанты, SAP CIS: Планирование спроса в mySAP.com выполняется совместно с партнерами (дилерами, оптовыми покупателями): каждый из них имеет доступ к системе и может указывать и корректировать предполагаемые объемы продаж. На этом основании строятся согласованные планы продаж, закупок и производства. Эти планы также доступны поставщикам сырья и позволяют оперативно пополнять производственные склады.

Консультанты, J.D.Edwards: Обычно прогнозируются и планируются в основном продажи. Реже - общий объем рынка (т. е. спрос) и доля, которую на нем собирается занять производитель. Если организация регулярных поставок затруднена, то приходится варьировать стандартные значения параметров товарного запаса и менять стандартные алгоритмы управления этим запасом. В любом случае внешняя информация вводится вручную.

Консультанты, Columbus IT Partner: Интеграция с внешними компаниями происходит на уровне интерфейсов обмена данными. Например, производитель размещает в своей системе информацию о готовой продукции, эта информация передается с помощью XML в систему дистрибьютора, где представляется в виде перечня доступных товаров. Система дистрибьютора автоматически обрабатывает заказы от дилеров и определяет объем закупок, который соотносится с объемом имеющихся продуктов. Сформированный заказ на закупку с помощью тех же интерфейсов переправляется производителю.

Все это происходит в автоматическом режиме - доступные для продажи товары постоянно меняются (одновременно работают несколько дистрибьюторов), а информация об отгрузке сразу поступает к дистрибьютору, который может непрерывно ее отслеживать.

Наш комментарий Средства прогнозирования наиболее интересны дистрибьюторам. В то же время в сочетании с возможностями планирования они будут полезны и производителю, и поставщику сырья.

Есть ли примеры автоматизации полного цикла SCM в России?

Консультанты, ANDProject (С.-Петербург): Некоторые из наших клиентов, например “Марвел” и OCS, имеют необходимость в SCM-решении. Ведь логистика - это основной бизнес этих компаний. Для OCS внедрена система, охватившая головной офис и семь региональных филиалов. В “Марвеле” мы сейчас внедряем систему на базе Axapta, которая охватит ряд территориально разнесенных офисов и филиалов компании.

Консультанты, SAP CIS: В России есть предприятия, на которых целиком автоматизированы внутренние процессы, связанные с производством, закупкой и сбытом. Полномасштабные внедрения решения mySAP SCM с компонентом SAP Advanced Planner and Optimizer ожидаются не ранее середины 2002 г.

Консультанты, J.D.Edwards: На настоящий момент нам неизвестны примеры, которые включали бы в себя розничную продажу, так как в России очень мало производителей имеют свою розничную сеть. Если же рассматривать процесс поступления импорта в Россию как “производство”, то такие примеры есть. Массовый характер внедрение SCM примет, когда увеличится число розничных магазинов, торгующих товарами одного производителя (не франчайзи!), например в виде секций в крупных универмагах.

Консультанты, Columbus IT Partner: Пока существуют только фрагментарные SCM-решения, ориентированные на внутренние задачи или автоматизирующие отдельные элементы цепочки. Основные проблемы - большая разница в уровнях автоматизации участников цепочки и недоверие к Интернету как к безопасной бизнес-среде. Но развитие современных стандартных технологий взаимодействия разнородных приложений (XML, SOAP) и новые разработки SCM-производителей ускорят появление полномасштабных SCM-внедрений.

Версия для печати