Электронный документооборот для “Электронной России”

КОНФЕРЕНЦИИ

В заключительный день состоявшегося в начале декабря в Москве форума “Технологии и решения для «Электронной России»” (см. PC Week/RE, № 46/2001, с. 1, № 2001, с. 3) прошла секция “Электронное правительство и электронный документооборот”, организованная сотрудниками Аппарата Правительства РФ и официальным представителем Documentum в России компанией “Документум Сервисиз СНГ”.

В обсуждении участвовали заместитель начальника управления Аппарата Правительства РФ В. А. Елфимов, генеральный директор “Документум Сервисиз СНГ” К. С. Синюшин, начальник Управления информационного обеспечения Московского городского комитета по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним В. А. Бысов, руководитель отделения разработки информационных систем Федерального института промышленной собственности Б. П. Наумов, начальник отдела Главного управления Банка России по Пермской области Э. М. Лихачева, а также представители ряда министерств и ведомств, федеральных и региональных органов власти.

Константин Синюшин предлагает

создавать систему порталов органов

власти на базе технологии Documentum

Сегодня, в условиях повышенного внимания к теме внедрения ИТ в жизнь органов управления России, следует более четко определиться с тем, что же мы понимаем под моделью “электронного правительства”. К сожалению, довольно часто ее сводят лишь к созданию отдельных решений по предоставлению государственных услуг или веб-сайтов государственных учреждений. Однако “необходимо отличать правительство, снабженное электронным интерфейсом (government online), от электронного правительства” (PC Week/RE, № 15/2001, с. 52). Последнее же понятие лучше определить как “систему государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации” (glossary.ru). Именно с этой точки зрения генеральный директор “Документум Сервисиз СНГ” Константин Синюшин рассказал о своем видении проблемы и предлагаемых решениях.

В программе “Электронная Россия” одной из целей определено снижение доли бумажного документооборота (к 2010 г.) до 35% на ведомственном уровне и до 60% - на межведомственном. Но каким способом и какими усилиями можно достичь таких показателей? Сегодня всем понятно, что задача автоматизации будет решаться поэтапно, с постепенным наращиванием функционала и масштаба задач. Конечно, с точки зрения классической схемы создания подобных систем было бы крайне желательно, чтобы она развертывалась “сверху вниз” (например, федеральные - региональные - местные органы власти). Однако в реальности процессы внедрения ИТ-технологий будут идти параллельно на разных уровнях. И в этих условиях тем более важно в максимальной степени централизовать подход к выбору технологической платформы и использования единых стандартов.

Действительно, на примере опыта создания корпоративных систем можно видеть проблемы “кусочной автоматизации”, когда экономия в выборе технологических средств при автоматизации частных задач выливалась в огромные затраты на их интеграцию. При этом следует учитывать, что задачи автоматизации управленческих процессов (как внутри отдельных государственных структур, так и в межведомственном плане) и взаимодействия органов управления с гражданами и организациями должны быть решены в едином комплексе.

В качестве платформы для создания единой системы документооборота органов государственного управления и создания иерархического комплекса порталов г-н Синюшин вполне логично предложил использовать технологию Documentum 4i (см. PC Week/RE, № 8/2001, с. 37), которая широко применяется в государственном секторе. При этом были названы такие примеры, как ЦРУ, Вооруженные Силы и Правительство США, Патентная служба Великобритании, Почтовая служба Кореи; всего же технологией пользуется 1300 клиентов из государственного сектора. О российских проектах на базе Documentum рассказали представители Федерального института промышленной собственности (здесь за год оборачивается около 1 млн. бумажных документов) и Московского городского комитета по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В плане конкретных предложений компания “Документум Сервисиз” разработала типовые решения для реализации всех компонентов “электронного правительства” на платформе Documentum 4i:

- Решение по автоматизации делопроизводства внутри одной организации обеспечивает работу пользователей через Интернет и интранет, управление деловыми процессами, поддержку жизненных циклов и версий документов, динамическое управление правами доступа, реализует концепцию поэтапного перехода от бумажного представления документа к электронному и поддерживает российские традиции делопроизводства.

- Документооборот между государственными организациями позволяет обмениваться документами с использованием национальных стандартов шифрования и единого формата передачи данных, а также организовывать сквозные деловые процессы.

- Планирование коллективной работы органов государственной власти формирует единое рабочее пространство проекта и позволяет по сети планировать деловой процесс, формировать рабочие группы, контролировать исполнение, проводить телеконференции.

- Создание государственных информационных порталов*1 справочной и нормативной информации, служащих для освещения деятельности отдельных ведомств, учреждений и органов власти, а также объединяющих информационные ресурсы различных ведомственных систем в рамках единой централизованно управляемой системы без дополнительного преобразования информации каждой из них и с возможностью децентрализованной публикации путем заполнения стандартных шаблонов ответственными сотрудниками.

_____

*1. В настоящее время Documentum начала работы по получению сертификата Гостехкомиссии на соответствие требованиям к технологическим компонентам программных платформ (на предмет отсутствия недокументированных функций).

- Прием обращений граждан и организаций обеспечивает автоматизацию обработки поступающих документов со стандартным маршрутом обработки заявки и пакета прилагаемых документов внутри ведомства, учреждения или органа власти в соответствии с регламентом его работы, а также с возможностью мониторинга через Интернет порядка прохождения пакета документов.

В ходе дискуссии по теме электронного документооборота тезис о необходимости централизованного решения задач автоматизации в целом не вызвал возражений. Однако особо подчеркивалось, что разработка таких систем непременно должна, с одной стороны, учитывать особенности российского делопроизводства, а с другой - сопровождаться обязательным реинжинирингом существующих сегодня в российских органах управления бизнес-процессов. Ведь, как известно, автоматизация хаоса может привести лишь к увеличению неразберихи...

“Документум Сервисиз СНГ”: (095) 737-8089.

Версия для печати