Этой статьей мы открываем цикл публикаций, которые будут посвящены современным инженерным технологиям построения промышленных систем электронной коммерции (B2B e-commerce) и прежде всего - электронных систем снабжения (e-procurement), ориентированных на нефтегазовую отрасль. Данный материал основан на двадцатилетнем опыте работы автора в области АСУ, десятилетнем - в области снабжения нефтегазовых предприятий и более чем двухлетнем опыте построения и эксплуатации индустриальных B2B-систем для нефтегазового сектора, накопленном компанией “Интертех”.

B2B-системы обычно бывают двух типов - открытые (public) и закрытые, или корпоративные (private). При внедрении и эксплуатации электронных систем снабжения возникает ряд традиционных вопросов.

- Что и как закупать, учитывая разнообразие номенклатуры (основная и неосновная, монопольная и рыночная).

- Из чего состоит электронная система снабжения?

- Корпоративная или открытая система - за и против.

- Электронная сделка - реальность или виртуальность? Как протекает процесс закупки в электронной системе снабжения? Что нужно снабженцу и что - поставщику?

- Как проводить тендеры и аукционы - нужно ли объявлять победителя?

- Цены поставщиков в прайс-листе - лукавство или “ценовая политика”? Как получить достоверную информацию?

- Как обеспечить структуру и унификацию материально-технических ресурсов (МТР)? Единый классификатор нефтегазового оборудования и материалов - проблема отрасли.

- ERP + B2B (зачем к пиджаку пришивать рукав)?

- Как обеспечить безопасность коммерческой информации?

На первые два вопроса мы попытаемся ответить в этой статье.

Номенклатура - основная и неосновная, монопольная и рыночная: что и как закупать?

Материально-техническое снабжение/обеспечение (МТС/МТО) нефтегазовых компаний - пожалуй, один из наиболее сложных и плохо формализуемых видов деятельности. А к этому нужно еще добавить огромную ответственность снабженцев: перед производственниками - за своевременную и качественную поставку, перед финансистами - за дебиторско-кредиторскую задолженность, перед руководством компании - за снижение расходов по МТО, отсутствие излишков и неликвидов на складах и за все вместе взятое. Кроме того, большинство нефтегазовых предприятий являются градообразующими, т. е. фактически их службы МТО занимаются обеспечением не только нефтедобычи, но и строительных работ, жилищно-бытового, коммунального, энергетического хозяйства, средств связи и т. п.

Номенклатура закупаемой по линии МТО продукции, как правило, составляет несколько тысяч, а то и десятков тысяч наименований. А ее суммарный годовой бюджет в крупной нефтегазовой компании может достигать нескольких миллиардов рублей. Опытные снабженцы хорошо знают, что весь перечень закупаемых ресурсов делится на так называемую основную номенклатуру (или, иначе, “стратегические позиции”, “номенклатура централизованных поставок”) и неосновную номенклатуру (“мелочевка”). В основную входят некоторые виды добывающего оборудования, труб, насосов, химреагентов, спецавтотехники и проч.

Основная номенклатура включает порядка 20-100 наименований продукции. При этом по стоимости она составляет более 60% всего бюджета МТО!

Рынок нефтегазового оборудования и другой промышленной продукции как в России, так и в других странах СНГ фактически начал формироваться около 10 лет назад, когда прекратила свое существование советская министерско-госплановская система снабжения. Многие нефтегазовые компании (НК) акционировались и стали независимыми игроками рынка. При этом заводы-производители, оказавшись в разных государствах, были отрезаны от своих потребителей новыми государственными границами, таможнями, проблемами с введенными валютами и т. п. Возникли фирмы-посредники, взявшие на себя функции латания образовавшейся дыры между производителями и потребителями. Одни из них со временем прекратили свое существование, другие же, обладающие штатом профессионалов, не лишенных рыночной смекалки, наоборот, укрепили свои позиции на рынке. Одновременно шел процесс становления российских заводов-производителей, которые взялись за выпуск продукции, ранее являвшейся монополией Азербайджана, Украины и других республик. В результате по многим видам оборудования (например, по штанговым насосам) появилось несколько производителей, конкурирующих между собой. В последние годы наметилась новая тенденция - уменьшение количества конкурентов: выживают сильнейшие. Тем не менее существуют и монополисты (в частности, по определенным видам труб).

Отношения между субъектами рынка нефтегазового оборудования не всегда имеют рыночную природу. Конечно, большую роль здесь играют традиционно сложившиеся связи, основанные на многолетнем опыте совместной работы. Некоторые нефтегазовые компании создают свою систему правил, поведенческих норм отношений с поставщиками - свои регламенты закупок.

Практически во всех компаниях проводится разделение всей номенклатуры МТР на экспортную и внутреннюю, основную и неосновную, монопольную и немонопольную и т. д. Регламент закупок в значительной степени зависит от типа номенклатуры.

При этом могут действовать различные схемы подготовки и проведения закупки:

- прямой выбор поставщика (главным образом для монопольной продукции и продукции с особыми техническими характеристиками);

- сравнительный аналитический выбор поставщика (для неосновной номенклатуры, а также для отдельных видов основной номенклатуры);

- на тендерной (конкурсной) основе (по преимуществу для отдельных видов основной номенклатуры, а также для ценоемкой неосновной номенклатуры).

За последнее время многие НК превратились в реальные открытые акционерные общества с реально действующими акционерами (в том числе зарубежными), влияющими на стратегию развития компании. Таким образом, появился еще один серьезный рыночный фактор - интересы акционеров.

Акционеры нефтегазовых компаний заинтересованы в том, чтобы бизнес-процессы МТО были прозрачными. Все более предпочтительной становится процедура выбора поставщиков на тендерной (конкурсной) основе, с жесткой формализацией регламента проведения и максимальным охватом всех потенциальных участников-поставщиков.

При этом не следует забывать, что каждая компания, безусловно, развивается своим путем и всегда существует своя специфика, определяющая те или иные особенности организации процессов МТО. Однако тщательно проведенный анализ показывает: при всем внешнем многообразии форм в схемах бизнес-процессов МТО разных компаний гораздо больше однотипных элементов, нежели специфичных, и, следовательно, необходимые возможности для унификации имеются.

Все это означает, что у нас есть возможность прогнозировать процесс эволюции самого рынка нефтегазового оборудования и, конечно, МТО нефтегазовых компаний.

Развитие МТО идет в направлении четкой структуризации рынка, регламентации МТС, обеспечения прозрачности схем бизнес-процессов, децентрализации и повышения мотивированности принимаемых решений, большего вовлечения нижнего и среднего управленческого звена, применения информационных технологий для построения электронных систем снабжения (ЭСС).

Из чего состоит электронная система снабжения?

ЭСС - это системы класса B2B, предназначенные для поддержки проведения закупочных операций в режиме онлайн и офлайн.

Как правило, они позволяют организовать прямое взаимодействие снабженцев и поставщиков. Поставщики получают возможность хранить и поддерживать каталоги (прайс-листы) поставляемой ими продукции непосредственно в ЭСС. В свою очередь снабженцы могут вести поиск требуемой номенклатуры МТР в хранимой каталожной базе поставщиков, делать маркетинговые и конъюнктурные обзоры, вести переписку, организовывать тендеры и конкурсы, проводить предконтрактную и контрактную подготовку, оформлять оплату поставщикам, следить за ходом выполнения плана поставок и т. п. Кроме того, ЭСС может быть интегрирована с другими автоматизированными системами и программным обеспечением, вести учет логистических и финансовых операций.

Таким образом, вырисовывается структура электронных систем снабжения.

ЭСС обеспечивают поддержку следующих бизнес-процессов:

- сбор заявок на МТР, подготовка и утверждение номенклатурных планов поставок;

- проведение процедур выбора поставщиков:

- прямой выбор,

- сравнительный аналитический выбор,

- на тендерной (конкурсной) основе.

- размещение и согласование заказов с поставщиками (order management), предконтрактная и контрактная подготовка;

- учет отгрузок и поступлений МТР грузополучателям;

- учет оплаты поставщикам;

- отчетность и контроль за ходом выполнения плана поставок МТР.

Кроме того, ЭСС выполняет и сервисные функции, например:

- поддержку базы каталогов поставщиков;

- ведение базы данных служебной информации по поставщикам;

- ведение доски объявлений;

- выставление на продажу излишков, товаров б/у и неликвидов;

- ведение единого классификатора МТР.

Электронная система снабжения, являясь системой класса B2B, может также выполнять функции интеграционного элемента между АСУ/ERP-системами потребителя и поставщика.

(Продолжение следует)

Версия для печати