ВЫСТАВКИ

Шестой год проведения выставки “Торговля и склад” ознаменовался тем, что она разделилась на две: “Торговые технологии” и “Склад’Экспо”. Правда, на самой экспозиции, развернутой в ВВЦ, это никак не отразилось - все по-прежнему было “в одном флаконе”. По свидетельству компании-устроителя “ИТ-Экспо”, такое решение - вполне в русле наметившейся тенденции. Так, на последнем SofTool’е, например, уже имело место нечто подобное: новинки САПР были представлены на стендах, расположившихся отдельно от основной экспозиции.

К вопросу о разделении мы еще вернемся, а пока - о выставке, точнее, о выставках в целом. Около 130 экспонентов, среди которых более 30 - новички, явили общественности, пожалуй, все, что можно и нужно иметь для оснащения торгового предприятия и складского хозяйства - от ПО и расходных материалов до стеллажей и автопогрузчиков. Кстати, компаний, представляющих торговое и складское оборудование (не электронное), здесь с каждым годом становится все больше, и выставка постепенно перестает напоминать тот же SofTool. Хорошо это или плохо? Видимо, скорее хорошо, так как способствует большей специализации и более широкому охвату именно тех экспонентов, которые работают с торговыми предприятиями.

Участники: экспоненты и посетители

Как отмечали многие, посетителей на выставке (впрочем, не только на этой) стало меньше, зато “качественно” их состав, по свидетельству некоторых участников, существенно улучшился - среди них было больше специалистов и людей, принимающих решения. Об этом же говорят результаты опросов, предоставленных нам некоторыми компаниями, проводившими их на своих стендах (см. врезку). Разумеется, следует делать поправку на то, что эти цифры характеризуют именно тот слой посетителей, которые интересовались данными продуктами, однако с определенными допущениями (или усреднениями) их можно отнести ко всему ИТ-разделу экспозиции.

Состав же самих участников экспозиции, точнее его динамика, говорит о том, что выставку покидают уже “раскрученные” игроки ИТ-рынка, для которых автоматизация торговли не является приоритетным направлением (в этом году, в отличие от прошлого, не участвовали в мероприятии “Атлант-Информ”, “Галактика”, “Колумбус”, “Омега”, “Формоза”, “Референт-Сервис”) пополняют же ее ряды те, кто всерьез собирается специализироваться в области автоматизации торговли и склада (BMS, Borlas Retail, “Алеф Консалтинг энд Софт”). Это естественный процесс. Хуже, когда с выставки уходят ее “профильные” экспоненты (на этот раз мы не увидели фирм “Сервис Плюс”, G2 Technology, “Петвес”, “Одиссей Интернешнл”, “Юнискан”, заводов “Счетмаш” из Москвы и Курска), - на такой шаг должны быть особые причины.

Продукты и технологии для торговли

Не претендуя на полноту рассказа обо всех экспонентах (например, тех, что представляли стеллажи, погрузочное, тепловое, холодильное и прочие виды оборудования), остановимся вкратце лишь на некоторых ИТ-фирмах и представленных ими продуктах.

Одна из групп участников - компании, разрабатывающие системы управления предприятием, в составе которых имеются модули (подсистемы) управления складом, а в ряде случаев - и управления торговым процессом (в том числе и в рознице). К ним следует отнести “1С” (ПП “1С:Предприятие” и его конфигурации для торговли), Avacco (с одноименным продуктом), “ЛокИС” (“ЛокОФФИС”), R-Style Software Lab. (RS-Balance), “Информконтакт” (Alfa), “Алеф Консалтинг & Софт” (“Алеф”) и др.

Еще одну крупную группу составляли фирмы, изначально специализировавшиеся на создании систем для автоматизации торговли и склада - “Интеллект-Сервис” (“БЭСТ”), “Софт-Вест” (“Домино”), “Фолио” (“Фолио-WinСклад”), “Компьютер-Сервис” (“Торговый склад”, “Промышленный склад” и т. п.), “Юнисофт” (SWS+), “ЭВС” (“Складской учет материальных ценностей”), “Акант” (“Акант”) и т. д. Здесь в ряде случаев наблюдается процесс, противоположный тому, что имел место в первой группе: начав со складского учета, компании наращивают функциональность своих продуктов (или на базе накопленного опыта создают новые) до систем управления предприятием (и не обязательно только торговым). Среди таковых можно назвать “Интеллект-Сервис” (систему “БЭСТ-ПРО” эксперты относят к классу MRP), “Фолио” (к складскому комплексу разработчики добавили собственный бухгалтерский блок и пристыковали систему управления персоналом от “АиТ”), “Компьютер-Сервис”, который теперь, помимо комплексов для автоматизации склада, имеет и другие учетные модули (“Бухгалтерия”, “Зарплата”, “Кадры”, “Финансовый анализ” и пр.), а также систему “КС:Предприятие”.

Другой путь развития продуктов торгового назначения - специализация. Компании, успешно продвигающие свои разработки на рынке торговли, с течением времени создают специальные решения, предназначенные для разных типов торговых предприятий (магазинов, супер- и гипермаркетов, сетей), разных форм торговли (оптом, в розницу), даже для магазинов определенной специализации (продовольственных, промтоварных, аптек, бутиков и пр.). Таким путем идут компании “Алгоритм” (ПП “Симфония”, RetailPro, “Мастер Касс”), “Электронные деньги” (“Негоциант”, “Супермаркет” и др.), SEPT (“ТАИС-Магазин”, “ТАИС - Аптечный склад”, “ТАИС-Алко” и пр.), “Софт-Вест” (“Бутик”, “Магазин”, “Центр досуга” и т. д.), “Пилот” (“Посейдон”), “АСТОР ВЦ” (“АСТОР:Торговый дом”, “АСТОР:Торговая сеть”).

Несколько слов об отдельных обративших на себя внимание на выставке тенденциях на рынке торговых систем. Одна из них заключается в том, что организации складского хозяйства и эффективной работе склада придается все большее значение. Об этом свидетельствует как совершенствование соответствующего оборудования и техники, так и развитие ПО. Ряд компаний заявили на выставке о том, что их складские системы обеспечивают максимальную автоматизацию складского учета, вплоть до учета по местам хранения, что позволяет не только оптимизировать функционирование складского хозяйства, но и в конечном итоге дистанционно управлять комплектованием заказов и малой техникой. Примерами могут служить разработки компаний “Фолио” (подробнее об этом см. PC Week/RE, № 7/2002, c. 6), “Софт-Вест” (“Склад адресного хранения”), BSE (Vector), “Интербаркод” (TIGER-PRO). Разумеется, при заявленной фирмами основной особенности таких систем (обеспечение учета складских запасов по местам хранения) объем и набор их функций различается.

Еще одна тенденция - проявление рядом компаний внимания (выразившегося в создании специальных разработок) к расширению применения в торговле мобильных устройств. Так, компания “Оптимум” предлагает целый спектр продуктов для Palm OS, а BSE представила свои разработки (ПП Euro-CRM) для автоматизации работы торговых представителей фирм, использующих мобильные устройства (например, страховые компании, курьерские службы и пр.).

Есть и такой путь, способствующий специализации и приводящий в торговлю компании, занимавшиеся ранее разработкой управленческого и учетного ПО, - образование дочерних структур. На выставке таких недавно созданных фирм было две - “АСТОР ВЦ” (выделившаяся из “1С-Рарус”) и Borlas Retail (представитель группы компаний Borlas).

Выставочные мероприятия

Как и в прошлом году, экспозиция сопровождалась научно-практической конференцией “Торговые, складские и логистические технологии” и рядом семинаров и презентаций. Так, разнообразные вопросы применения ИТ обсуждались в рамках первого дня конференции, на семинаре “ИТ как средство выживания среднего бизнеса в условиях прихода на рынок крупных зарубежных сетей” (организатор - компания BMS). Характерно, что здесь, как и на выставке в целом, большое внимание уделялось использованию Интернета в торговле (электронная коммерция, системы управления для территориально распределенных торговых сетей, работающие с помощью Интернета, и пр.). Как отметил представитель компании Cislink.com, сегодня ситуация такова, что от вопроса “Можно ли заработать с помощью Интернета?” мы незаметно перешли к решению проблемы “Можно ли продолжать зарабатывать без Интернет-технологий?”. Впрочем, это с полным правом можно отнести и к системам автоматизации в целом.

С аншлагом прошел 1 марта семинар “Интеллект-Сервиса”, посвященный налоговому учету в торговле. Помимо традиционных сообщений представителей фирмы о новых разработках и способах реализации налогового учета в ПО серии “БЭСТ” он включал выступления заместителя начальника отдела налогообложения прибыли УМНС по г. Москве Галины Лазаревой (о порядке исчисления и уплаты налога на прибыль с 2002 г.) и генерального директора консалтинговой группы “Экон-Профи”, аудитора Марины Пархачевой (об особенностях ведения налогового учета на предприятиях оптово-розничной торговли).

Еще одно интересное событие, замеченное выставочным сообществом, - вручение призов победителям конкурса “Золотой купец”, проводившегося по 20 номинациям и включавшего многие аспекты торговой деятельности, ее механизации и автоматизации. В соответствии с этим распределились и призы (см. цветную врезку). Кстати, многие компании отметили оригинальную организацию церемонии вручения призов; понравилось собравшимся и поэтическое творчество Владимира Розина на тему автоматизации.

Послесловие, или Поговорим о выставках

По окончании сего торгового форума пришла идея поинтересоваться у его участников не только тем, как они оценивают прошедшую выставку и ее результаты, но и их общими взглядами на эффективность данного маркетингового инструмента, на перспективы его развития. Следует сказать, что оценки прозвучали весьма разнообразные и касались они как организации и успешности прошедшей выставки, так и общих целей, которые преследовали экспоненты, участвуя в ней. Представители “ТБ.Софт”, например, считают, что “можно не расти стендом ввысь и вширь, но присутствовать на выставке необходимо - как для демонстрации жизнеспособности и цивилизованности ИТ-рынка, так и для престижа фирмы перед существующими и потенциальными клиентами”.

Многие объясняли уменьшение посещаемости выставок развитием Интернета. Действительно, объем информации, которую сейчас легко почерпнуть во Всемирной паутине, существенно возрос: здесь можно познакомиться с новыми версиями ПО и техническими характеристиками аппаратуры, задать вопросы по электронной почте; кроме того, есть возможность поиска клиентов с помощью Сети, сегодня это также уже реальность. Вместе с тем, как считает руководитель отдела продвижения ПО компании “1С” Алексей Харитонов, “ценность живого показа, “интерактивного” изучения вопросов автоматизации торговли, эмоционального сопоставления многочисленных поставщиков программ и услуг разборчивым в нынешнее время пользователем только возросла. В последние годы фирма “1С” не только сама участвует в выставке “Торговля и склад”, но и ориентирует своих московских франчайзи демонстрировать на совместном или на собственных стендах свои возможности по автоматизации торговых предприятий”. При этом многие компании считают, что для повышения эффективности и привлекательности выставки (как для ее участников, так и для посетителей) недостаточно простого увеличения объема рекламы о ней (хотя и это тоже не помешает). Так, Галина Тикунова, руководитель отдела маркетинга BMS, полагает, что для этого следует предпринять “новые маркетинговые ходы, такие, как обязательное проведение ознакомительных семинаров в рамках выставки, с выступлениями сотрудников фирм-экспонентов, специалистов из смежных областей: аудита и консалтинга, партнеров, представителей власти и заказчиков, где данное решение уже работает, Интернет-порталов и профессиональных изданий”, а Татьяна Труднова, PR-менеджер группы компаний Borlas, уверена в необходимости разработки новых форм мероприятий, сопровождающих выставку, и более тщательной их подготовке с методической точки зрения.

И наконец, о разделении выставки, что представляется многим также одним из способов повышения ее эффективности: пока оно лишь номинально, но, как отметил Дмитрий Иванов (“Информконтакт”), от того, как это будет реализовано в дальнейшем, во многом зависит судьба экспозиции. Однако здесь-то и заключается главная трудность: большинство участников считают, что граница раздела должна пройти по линии поставщики оборудования - ИТ-компании, что не согласуется с объявленным ныне делением на две части - “Торговые технологии” и “Склад’Экспо”. Получается, что в последнем случае ИТ-компании могут фигурировать в обеих частях, так как автоматизации подлежат и торговля, и складское хозяйство. Таким же образом в обеих частях выставки окажутся и поставщики оборудования, а значит, дублирования не избежать - ведь многие компании поставляют продукцию и того и другого назначения. Короче говоря, здесь еще есть над чем подумать. Но до следующей выставки год - время есть.

Результаты опроса компании “Информконтакт”

Состав посетителей выставки

- Топ-менеджеры (директорат) - 18%

- Начальники подразделений - 67%, в том числе:

- специалисты по логистике - 21%

- специалисты по торговле - 28%

- специалисты по автоматизации - 18%

- Менеджеры среднего звена - 15%

Источники информации о системах автоматизации (возможен выбор нескольких вариантов):

- Периодические печатные издания - 77%

- Интернет - 68%

- Выставки, семинары, конференции - 62%

- Телевидение - 8%

- Радио - 2%

Результаты опроса компании “ТБ.Софт”

Состав посетителей выставки

А. По географическому признаку:

- Москва и Московская обл. - 56%

- Другие регионы - 44%

Б. По сфере деятельности предприятий:

- Производство - 26,5%

- Консалтинг, аудит, внедрение - 8,8%

- Торговля - 45,6%

- Услуги - 10,3%

- Конкуренты - 2,9%

- Образование - 1,5%

- Научные организации, государственные учреждения - 4,4%

В. По ролевым группам:

- АСУ - 11,7%

- Руководители высшего звена - 48,5%

- Руководители подразделений - 32,4%

- Другие - 7,4%

Всероссийский конкурс “Золотой купец”

Учредители: Министерство экономического развития и торговли РФ, Национальный центр логистики и компания “ИТ-Экспо”.

Цель конкурса - определить лучшие разработки и внедренческие решения в области торговых, складских и логистических технологий. 

Версия для печати