С 1 января 2002 г. вступила в действие 25-я глава Налогового Кодекса РФ. Это привело к возникновению нового понятия - налоговый учет и соответственно новых требований к системам управления предприятиям.

Введение налогового учета не входит в разряд обычных и текущих изменений российского законодательства, к которым уже привыкли бухгалтеры и разработчики систем автоматизации и которые могут быть реализованы в решениях путем несложных модификаций. Налоговый учет - это практически революция в правилах ведения учета и отчетности. Данное нововведение является ключевым в реформе налоговой системы и требует тщательной проработки и серьезнейшего подхода к его реализации в ERP-решениях, чтобы обеспечить возможность их использования на российских предприятиях.

Что такое налоговый учет?

Это система обобщения информации о доходах и расходах предприятий и организаций для определения налоговой базы по прибыли на основе данных первичных документов. На практике ведение налогового учета доходов и расходов радикально отличается от принятого ранее бухгалтерского учета доходов и расходов. Как следствие, требуется разработка концепции налогового учета в системах управления предприятием - взамен или в дополнение к уже имеющейся концепции бухгалтерского учета.

Подтверждением данных налогового учета являются: первичные документы, аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы. Для целей налогового учета можно частично использовать бухгалтерскую отчетность и первичные документы, но не всегда. Особенно остро различия ощущаются, например, в учете основных средств, расходов будущих периодов, нормируемых расходов и пр.

Введено абсолютно новое понятие - аналитические регистры налогового учета. Это сводные формы (отчеты), содержащие сгруппированные данные налогового учета за отчетный период. Они ведутся в виде специальных форм в бумажном виде, в электронном виде и (или) на любых магнитных носителях. Формы регистров и порядок отражения в них данных разрабатываются организациями самостоятельно.

Бухгалтерский учет очень часто не совместим с налоговым, и это фактически означает необходимость одновременного ведения двух различных учетов.

Проверка на масштабируемость: один учет - хорошо, а два?

Нетрудно понять, что влечет за собой необходимость ведения еще одного учета: насколько усложняются задачи бухгалтерии, возрастают затраты, требуемые для их решения, увеличиваются объемы работы. Нововведение является серьезным испытанием для российских версий ERP-решений, так как невозможность реализации требований налогового учета в системах автоматизации может поставить под сомнение целесообразность их использования на отечественных предприятиях.

Сдавать налоговую отчетность и подавать налоговую декларацию, составленную по новым правилам, надо до 30 апреля 2002 г. Разработчикам отведено крайне мало времени на изучение и реализацию требований налогового учета в ИСУП. В связи с этим наиболее критичными параметрами становятся характеристики встроенной среды разработки ERP-системы и возможности оперативного наращивания функциональности решений. Для отображения всех или хотя бы большей части требований налогового учета в ERP-системах в столь короткий срок нужны, прежде всего, открытый код, мощные и безопасные средства разработки последнего поколения и гибкие механизмы настройки. В противном случае новые требования налогового учета могут вызвать необходимость перевнедрения системы на предприятии.

Новые требования к системам автоматизации

Рассмотрим инструментарий ERP-систем, позволяющий, как показала практика, в кратчайшие сроки “освоить” налоговый учет. Прежде всего, это - фундаментальная концепция построения самой системы, которая заключается в использовании единой бизнес-логики c открытым исходным кодом, единой базы данных, единого набора инструментов и средств разработки. Открытый код и использование “технологии слоев” обеспечивают в процессе локализации системы существенное сокращение затрат на разработку. Процесс разработки в системе значительно упрощается благодаря встроенному объектно-ориентированному языку программирования. В частности, их использование сокращает объем кода и делает структуру программы логичной и приближенной к концепциям реального мира, что облегчает понимание кода и, как следствие, его эволюционирование и поддержку. Интеграция ERP-систем с приложениями Microsoft дает возможность выводить регистры не только во встроенный отчет, но и в Excel, что делает ведение налогового учета не столь сложным.

Особое внимание при выполнении модификаций в системах и разработке налоговых регистров должно быть уделено гибкости и настраиваемости всех новых функций для того, чтобы изменения налогового законодательства, неминуемо ожидающие нас в будущем, можно было в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами отражать в системах.

Практика “освоения” налогового учета

3 апреля компания Navision завершила разработку специальных выпусков систем Navision Axapta и Navision Attain, посвященных отображению 25-й главы Налогового кодекса.

Специалистами компании были проанализированы и систематизированы нововведедения законодательства и затем разработаны методические инструкции по организации налогового учета на предприятии. Новая функциональность затронула ключевые изменения в учете (см. таблицу). Спецвыпуски содержат реализацию в основном тех требований, в которых бухгалтерский и налоговый учет различаются кардинально.

В основу единого интерфейса формирования налоговых регистров в решениях был положен принцип его удобства как для бухгалтеров-пользователей, так и для консультантов, осуществляющих настройку и поддержку системы. Для регистров налогового учета было создано хранилище данных, предусматривающее единое управление всеми регистрами. Этот интегрированный механизм включил единый журнал регистров налогового учета, средства просмотра, редактирования и печати налоговых регистров, а также формирование налоговой декларации.

Разработка велась во встроенной инструментальной среде MorphX Development Suite на объектно-ориентированном языке программирования X++, созданном на основе Java, Си++ и SQL для реализации бизнес-логики предприятий, бдагодаря чему был создан пользовательский интерфейс представления регистров налогового учета. В целом на подготовку пакета обновления было затрачено около 2000 человеко-часов.

Налоговые регистры в реализации Navision легко выводятся в MS Excel. Кроме того, в системе Navision Axapta создан древовидный классификатор доходов и расходов, синхронизированный с финансовой аналитикой системы. Это решение позволяет не только вести налоговый учет, но и использовать накапливаемые данные для планирования и прогнозирования финансовых показателей компании, что превращает ERP-систему в инструмент стратегического налогового управления.

Все регистры выводятся в одну динамическую форму и в один динамический отчет согласно словарю полей, который хранится в обработчике регистра. С помощью настроек можно скрыть часть полей регистров, которые не важны для представления. Значения скрытых полей не будут рассчитываться; таким образом можно сократить время выполнения процедуры расчета регистров, что немаловажно, учитывая объемы данных, обрабатываемые при расчете. Такое представление упрощает процесс и сокращает продолжительность настройки корректного формирования регистров.

В следующих пакетах обновлений к системам Navision Axapta и Navision Attain планируется учесть все дополнения и поправки к Налоговому кодексу, принятие которых ожидается в ближайшее время.

Расширенная функциональность в части налогового учета на примере Navision Axapta

Реализация налоговых регистров (около 35 форм, рекомендованных МНС):

- единый периодический журнал регистров налогового учета; средства просмотра, редактирования и печати (в том числе в MS Excel) налоговых регистров; формирование налоговой декларации;

- древовидный классификатор доходов и расходов, синхронизированный с финансовой аналитикой системы;

- модуль для учета расходов будущих периодов, в котором реализовано автоматическое формирование расходов будущих периодов из других модулей системы и периодическое списание расходов по неограниченному числу профилей (моделей) списания;

- расчет нормативных расходов по произвольным формулам с выгрузкой данных в регистры учета или в модуль Расходы будущих периодов;

- налоговый учет амортизируемого имущества: автоматизация процедуры формирования базы для ведения налогового учета на основании данных бухгалтерского учета (переходный период), ведение учета ОС и НМА по неограниченному количеству моделей учета, включая налоговые (против трех фиксированных моделей в прежних версиях). Средства конвертации данных прилагаются. Группировка амортизируемого имущества по амортизационным группам. Новый метод начисления амортизации Нелинейный. Формирование регистров налогового учета по ОС и НМА;

- регистры инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, формирование резерва покрытия безнадежной дебиторской задолженности, погашения безнадежной дебиторской и кредиторской задолженностей;

- регистры движения денежных средств, приобретения и выбытия товаров, имущества и прав, расходов на оплату труда; регистр учета доходов.

Версия для печати