Информационный капитал “Перекрёстка” доверен системе Navision Axapta

ПРОЕКТЫ

Информационный капитал “Перекрёстка” доверен системе Navision Axapta

Магазины сети “Перекресток” открыл для меня мой младший сын, который, будучи еще в нежном возрасте ученика средней школы, обратил внимание, что товары массового спроса (так называемый базовый ассортимент) в этих торговых точках можно купить не дороже, чем на популярных среди москвичей оптовых рынках. При этом качество товаров несравнимо лучше, удовольствие от процесса покупки значительно выше - и кондиционеры работают в жару, и грязь не надо месить ногами в дождливую осеннюю погоду.

Владимир Демин (соло на рынде)

Сегодня эта сеть, охватившая многие густонаселенные “спальные” районы столицы, известна всем москвичам. По словам руководства Торгового дома, уже начинается освоение и других регионов - в частности, скоро откроется первый “Перекресток” в Санкт-Петербурге.

Нетрудно догадаться, что для управления обширной территориально распределенной торговой сетью нужны соответствующие технологии - как управленческие, так и компьютерные. Причем чем сложнее и масштабнее задачи, тем больше зависимость бизнес-успеха от четкости работы этих механизмов. И логистика здесь занимает ключевую позицию.

История проекта

Осенью 2000 г. российский ERP-рынок внимательно следил за тестированием системы Navision Axapta, проходящим в распределительном центре “Перекрестка” на больших объемах информации (40 млн. записей в основных таблицах БД) в условиях многопользовательского режима. На этой фазе руководство ТД во главе с ИТ-директором Владимиром Кивой принимало окончательное решение о соответствии возможностей этой системы масштабу задач РЦ и о начале работ по внедрению. (К слову сказать, перед тем, как сделать выбор, группа, отвечавшая за развертывание ERP-системы, рассмотрела около 50 предложений от разных поставщиков, поступивших в ответ на объявленный открытый тендер.) Тестирование было пройдено успешно, после чего с ноября начался проект по внедрению со всеми традиционными этапами: обследованием, реинжинирингом, настройкой и пр. Генеральным подрядчиком выступила консалтинговая компания Columbus IT Partner. Проектная команда в разные периоды составляла от 6 до 15 человек. К концу лета 2001 г. первая товарная группа была переведена в РЦ на Navision Axapta. Сегодня работа РЦ полностью подконтрольна этой ERP-системе.

По словам Ивана Балакирева, директора по логистике ТД “Перекресток”, результат автоматизации складского хозяйства нужно рассматривать в двух ракурсах: стратегическом (то, что скажется через некоторое время) и оперативном (то, что можно видеть уже сейчас).

К стратегическим результатам г-н Балакирев причислил общее совершенствование логистической системы ТД, проявляющееся в снижении товарного запаса в магазинах (за счет устойчивой работы системы и своевременного выполнения заказов), уменьшении товарных потерь в РЦ (теперь более четко отслеживаются сроки годности), а также в возможности обслуживать в два раза больше объектов. Налажен сплошной учет, в том числе партионный, когда можно учитывать все свойства партии товаров.

Об оперативных результатах свидетельствуют следующие цифры:

- средний срок исполнения заказа в мае должен снизиться до 16 ч (а до внедрения системы он составлял 28 ч);

- выполнение заказа достигнет в ближайшем будущем 90-95% (в то время как у внешних поставщиков оно составляет 60-70%);

- повысилась дисциплина труда, поскольку все действия стали персонифицированными;

- удалось несколько сократить обслуживающий персонал (на 5%);

- работы упростились, повысилась точность формирования заказов, на 50% снизилось количество недоукомплектованных заказов.

Руководитель ИТ-департамента ТД “Перекресток” Владимир Кива в свою очередь подчеркнул, что с помощью ERP-системы в РЦ удалось реализовать западный стандарт управления складом, что, в частности, облегчит в будущем работу с западными поставщиками. Важно также, что систему Axapta удалось настроить под бизнес-процессы предприятия (а не наоборот, как это часто бывает), и внедрить формализованную технологию внесения изменений в работающую систему. Кроме того, для предприятия существенно, что ИС выполняет не только роль поддержки бизнес-процессов, но и базы знаний.

Символическим музыкальным аккордом, ознаменовавшим завершение основной фазы проекта автоматизации РЦ, прозвучал голос рынды (корабельного колокола), подаренной “Перекрестку” Владимиром Деминым, президентом Columbus IT Partner. После подобных проектов отношения сторон довольно часто становятся партнерско-дружескими, как в команде корабля, прошедшей вместе огонь, воду и медные трубы. Вполне возможно, что проверенное и настроенное решение будет теперь предлагаться “Перекрестком” и Columbus’ом совместно другим заинтересованным торговым организациям (не из категории конкурентов).

Анна Соломатина, финансовый директор ТД “Перекресток”:

- Сетевая структура торговых организаций базируется на преимуществах централизованных поставок (кроме группы скоропортящихся товаров) и оперативного контроля за товародвижением. Два года назад мы ощутили необходимость увеличения пропускной способности РЦ и повышения скорости исполнения заказов для поддержки необходимого ассортимента в магазинах сети. После внедрения системы Axapta мы справились с этими задачами, т. е. навели порядок в бэк-офисе и приобрели опыт работы с западным ПО такого уровня. Программную часть для фронт-офиса (для розницы) наши специалисты пишут сами, и она стыкуется с Axapta.

Вообще мы рассматриваем эти работы как серьезный социальный проект для “Перекрестка”, в который вовлечены все бизнес-подразделения. Теперь у нас появился информационный капитал и опыт, который можно тиражировать.

Характеристика масштаба

Торговый дом “Перекресток” - крупнейшая по товарообороту сеть супермаркетов в Москве и Подмосковье, начавшая свою деятельность в 1995 г. Сегодня она насчитывает более 30 супермаркетов, работающих под торговой маркой “Перекресток” и “Перекресток-Мини”, ориентированных на покупателей со средним уровнем доходов (т. е. около 200 долл. на человека в месяц). Ассортимент этих магазинов сегодня насчитывает более 18 тыс. наименований.

В 1998 г. в ТД был создан Распределительный центр площадью 11 тыс. кв. м, расположенный недалеко от аэропорта Шереметьево-2, ставший сердцем сети и обеспечивший серьезные конкурентные преимущества перед другими московскими сетями супермаркетов (у которых пока нет РЦ, а на его создание требуется, по словам специалистов, не менее двух лет). РЦ обеспечивает снабжение товарами магазинов сети “Перекресток” (30 супермаркетов и 8 дискаунтеров) и ведет оптовую торговлю с внешними клиентами. Центр работает круглосуточно, без выходных.

РЦ принимает 50 машин в сутки, а отправляет - 40. Количество скомплектованных заказов в сутки достигает 24 000.

В мае в районе “Отрадное” открывается первый в этой сети магазин нового формата - гипермаркет площадью около 7000 кв. м.

По планам руководства (которые строятся на семь лет вперед) к 2003 г. должны быть запущены в эксплуатацию еще не менее 20 объектов.

Версия для печати