НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Идеи и практики автоматизации:

Блог

Самые сложные инженерные проекты в мире

Сергей Бобровский
03.11.2010 10:09:15

Helmsman Institute for Program Governance был нанят Австралийским МО для изучения степени реальной сложности военных проектов. Оказалось, что военно-технические проекты заметно опережают любые другие -- промышленные, энергетические, инфраструктурные, финансовые и телекоммуникационные.
Вряд ли столь солидная организация выпустила отчет в интересах заказчика, дабы просто освоить выделенный бюджет. Скорее, заказчик уже догадывался, что конкурентов по сложности проектов у него нет и пока не предвидится, и решил задокументировать сей факт, а заодно и пропиариться в расчете на более внушительные бюджеты. Однако нет никаких причин ставить под сомнение объективность предложенных оценок.

Самый мощный в мире летающий кран


Институт разработал оригинальную шкалу сложности Helmsman (0..10), которая позволяет не только оценивать трудность проекта, но и предсказывать ее, основываясь на концептуальном описании задачи. В базе института накоплено около тысячи описаний крупных проектов по сотне критериев. И по оценкам представленных проектов 2008-2009 гг. вышло, что средняя сложность гражданских проектов -- 5.1 ("нормальный" для крупной организации), а военных -- 6.3 ("сложный").

Рассмотрим шкалу Helmsman более подробно.

Сложность от 0 до 3 -- это проекты малых и средних организаций, военных среди них нет [точнее, в базу Helmsman они не попали, а реально это что-то типа "Автоматизированное рабочее место командира взвода" smile:)]. С компьютерной точки зрения -- это проекты объемом несколько человеко-лет, сотни тысяч строк кода. Сюда же относятся практически все проекты по автоматизации на базе типовых КИС, выполняемые по хорошо отлаженным организационным паттернам.

3-5 -- простые проекты крупных организаций.
Автоматизация крупных предприятий, где необходима достаточно серьезная доработка КИС или нетривиальная настройка, и масштабная системная интеграция, где большое число пользователей, но взаимосвязей между модулями системы мало. Другой пример -- перепись населения, проект весьма масштабный, но в организационно-техническом плане достаточно тривиальный, процессов немного и они хорошо контролируются и автоматизируются.

5-6 -- нормальные проекты крупных организаций.
Например, Windows, миллионы строк кода.

За счет проекта подобной сложности Китай этим летом стал пятой страной (после России, США, Франции и Японии), которая создала глубоководный аппарат Jiaolong с экипажем из трех человек, преодолевший глубину 3500 м. Теоретически же он способен достичь 7000 м, а японский Shinkai 6500 добирается только до 6500 м.

Jiaolong


Советский батискаф-гигант АС-7 водоизмещением 950 тонн был сдан в эксплуатацию в 1979 году, а в 1987-м добрался до рекордных 6035 м. Сложность его наверняка за шестерку. Но компьютерные системы в то время на борту отсутствовали, управление таким аппаратом было делом крайне трудным, во время очередной миссии он стукнулся о дно и повредился. Сегодня благополучно гниет в камчатской бухте Раковая...
Его официальный сменщик в ВМФ РФ -- титановый батискаф "Русь" массой 25 тонн. Достаточно хорошо оцифрован и, как было рекламно обещано в 2006-м, способен опускаться на 6000 м. С тех пор о нем ни слуху, ни духу.

6-7 -- сложные проекты крупных организаций.
Десятки миллионов строк обычного, системного и встраиваемого кода, автоматизация сложных, необычных и экспериментальных производственных процессов.
За шестерку можно оценить заказанный этой осенью австралийской фирме SkyLifter летающий кран, способный переносить 150 тонн груза. Верхняя часть SkyLifter площадью 15 тыс. кв м покрыта гибкими солнечными панелями, и он станет крупнейшим пилотируемым аппаратом на солнечной энергии. Создается он на основании отлаженного в Германии прототипа стоимостью сотни млн. евро.
На сегодня, если не ошибаюсь, мировой рекорд грузоподъемности принадлежит отечественному вертолету Ми-12 (точнее, В-12) -- 40,2045 тонн. Проектирование его началось в 1963-м, а предназначался он для транспортировки компонентов межконтинентальных баллистических ракет. Тянул Ми-12 в то время явно под семерку.

продолжение следует

Комментариев: 0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии