НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Идеи и практики автоматизации:

Блог

Кольская сверхсистема

Сергей Бобровский
09.11.2010 11:48:48

Стартовавший в этом году проект System Engineering 2020 Федеральной авиационной администрации США с бюджетом 7 млрд. долл. -- пример наших дней сложности под восьмерку. Он представляет собой перепроектирование национальной системы управления воздушным движением, которая позволит диспетчерам и пилотам не просто воспринимать наборы числовых характеристик полета, а манипулировать целостными траекториями, дополненными фактором времени -- то есть четырехмерными моделями процесса движения. Специальная лаборатория займется анализом и моделированием влияния человеческого фактора, который, конечно, желательно из многих циклов управления исключать.


Самые сложные инженерные проекты в мире -- продолжение

7-8 -- сложные проекты национального масштаба.

С позиции чистой ИТ-сложности -- это миллионы строк встраиваемого кода на разных ассемблерах и низкоуровневых языках для наборов экзотических и плохо стыкуемых аппаратных платформ стратегического назначения, вроде космических, которые вдобавок сложно отлаживать. При этом подобный код характеризуется крайне низким уровнем дефектов, что приводит к его серьезному удорожанию и длительным срокам разработки. Так, по оценкам Немецкого института информатики, стандартным уровнем дефектов считается софт, где на тысячу строк кода приходится 25 ошибок (в 10 млн. строк кода Windows 95 найдено 200 тыс. багов). ПО хорошего качества содержит на порядок меньше ошибок, а лучшие системы -- например, авионика Шаттла, менее 1 ошибки на 10 тыс. строк кода. В микрокоде процессоров Pentium выявлено около 90 багов, но столь низкий порог требует весьма и весьма внушительных ресурсов для качественного программирования и детального тестирования.

8-9 -- значимые проекты национального масштаба.



Пожалуй, и по сей день уровню сложности "восемь с половиной" соответствует Кольская сверхглубокая скважина. Она представляла собой развитую систему систем (только обслуживающих ее научных лабораторий размером с хороший завод насчитывалось шестнадцать) и побила все мыслимые мировые рекорды в своей сфере -- бур добрался до невероятной глубины 12262 м (зарубежные скважины достигали лишь семи километров).
Сведения, полученные с ее помощью, перевернули многие представления об устройстве и истории Земли и происхождении жизни и заставили переписать многие школьные учебники. Так, оказалось, что с высокой вероятностью нефть имеет все же небиологическое происхождение. Классические теории, оптимистично оценивающие мировые запасы нефти, исходят из ее органической основы -- а в сентябре произошла утечка (возможно, умышленно организованная) отчета департамента Future Analysis аналитического центра Бундесвера, в котором утверждается, что уже через 15 лет возможен очередной мировой экономический кризис из-за сокращения мировых запасов нефти.

Грунт, извлеченный с глубины 3 км, оказался почти полностью аналогичен лунному, а глубже 10 км обнаружились внушительные запасы золотоносного слоя. Правда, добывать золото с таких глубин пока невозможно. Работу Кольской сверхглубокой сопровождало немало удивительных событий. Так, сверхпрочный бур несколько раз возвращался на поверхность оплавленным, однако для этого требовались температуры, существующие разве что на Солнце. Трос иногда странным образом обрывался, однажды в недрах произошел таинственный взрыв, а микрофон на рекордной глубине записал душераздирающие звуки и ужасающие вопли smile:) (их можно послушать тут).

С 1995 г. финансирование скважины прекратилось, ЮНЕСКО одно время выделяло денежки на ее поддержку, но в 2009-м бюджет закончился, оборудование частично ржавеет, частично демонтируется, потихоньку и вышку разрушают.

9-10 -- сложные мировые проекты.
Девятке наверняка соответствует термоядерный реактор ITER.

окончание следует

Комментариев: 0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии