НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Идеи и практики автоматизации:

Блог

Ждем хотя бы крохотные боевые российские роботы

Сергей Бобровский
10.11.2010 12:35:07

Самым сложным инженерным австралийским проектом стала программа Future Submarine Program (сложность 8,5) по замене субмарин Collins (которые сами по себе сложны на восьмерку, состоят из 3,8 млн. частей, внутри них проложено 75 км кабелей), она продлится до 2025 г. Создание подводных лодок -- вообще одна из наитруднейших инженерных задач, даже авианосцы заметно проще (возможно, потому, что движутся "на плоскости").

Самые сложные инженерные проекты в мире -- продолжение

Датские и индийские проекты затягиваются на годы, аргентинская субмарина была спроектирована наполовину, после чего проект закрыли, английская подлодка отстала от плана на три года, и в ней обнаружилось немало конструктивных ошибок.
12 субмарин создаются в рамках бюджета 30 млрд. долл., и заметный вклад в общую сложность программы вносят организационные детали. Заказчик, скорее всего, не захочет получить 12 идентичных моделей, потому что за 15 лет многие технологии существенно изменятся, и в каждой следующей модели желательно воплощать наиболее передовые решения.
Третьим по сложности проектом Австралии стало создание эсминцев противовоздушной обороны AWD Hobart. Части корпуса, требующего 1,5 млн. крепежей, строятся на трех заводах, внутри эсминца будет проложено 427 км проводки. Три корабля строятся на сумму 8 млрд. долл., первый будет спущен на воду в 2013-м.

сложность австралийских военных проектов по оценкам Helmsman Institute for Program Governance


Есть ли в России проекты высокой инженерной сложности, которые создаются с нуля и не опираются на наработки советского времени или зарубежные технологии? Судя по графику, к проектам средней сложности (5,5) отнесено создание тактических беспилотных аппаратов. Российские разработчики воздушных роботов обижаются на наших военных, что те, дескать, решили закупить дроны за рубежом, и это погубит отечественных производителей беспилотников. Однако умалчивают, что им один раз уже выделили 5 млрд. руб. на оригинальные разработки, которые успешно закончились провалом -- модели бились прямо на испытательных полигонах. "Принимать наши дроны на вооружение - это просто преступление", заявил главнокомандующий ВВС России Александр Зелин. Так, "Строй-П", только на модернизацию которого потратили 400 млн. руб., пока работает весьма неудовлетворительно.

Впрочем, в сентябре в Нижегородской области состоялось очередное испытание российских воздушных роботов, которые было оценены как "интересные образцы, требующие соответствующей доработки", а "производители БПЛА существенно продвинулись в своей работе". А гендиректор "Веги" Владимир Верба считает, что им по силам самостоятельно создать аналоги закупленных военными израильских дронов уже за пару лет: "Дайте нам денег, мы сделаем сами".

Без сомнения, создать систему сложности 5-6 отечественным разработчикам под силу, ничего архитрудного в этом нету. Надо только открыто разобраться, почему не получалось ранее, и контролировать какими-то независимыми структурами ход разработки и возникающие риски, дабы не наступать на старые грабли в сотый раз. Вероятнее всего, проблема в том, что сегодня просто механически сконструировать некий сложный агрегат уже недостаточно -- если ориентироваться на мировой уровень. На проектах уровня 5 и выше существенный вклад в сложность проекта начинает вносить софт, заставляющий все эти наборы железяк правильно шевелиться. Ресурсы на ПО занимают подчас 60% всей стоимости проекта с учетом отладки и интеграции. А создание программно-технических цифровых комплексов требует иных методологических подходов, нежели классическое проектирование неинтеллектуального железа, гигантских зданий и ракет с аналоговой электроникой. Более того, подрядчики при этом наверняка экономят на тщательной системной постановке организационных процессов (или делают это формально, для галочки, а продолжают работать по старинке). Показателен пример с авариями аэробуса A380, при создании которого Airbus "сэкономил" на собственном стандарте параллельного инжиниринга.

Комментариев: 0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии