Итак, внедрение СЭД в органах государственной власти способствует не столько качественному улучшению документов, вырабатываемых на различных уровнях власти, сколько росту их количества. Что же делать? "Прежде всего следует отказаться от использования термина СЭД, -- считает заместитель директора Департамента делопроизводства и архива Правительства Российской Федерации, кандидат технических наук Сергей Алексеевич Жук. – Этот термин вводит в заблуждение заказчиков, аналитиков, журналистов и всех, кто каким-либо образом причастен к составлению так называемых историй успеха (рассказов об успешных внедрениях). Ведь при внедрении СЭД во многих случаях происходит не внедрение системы документооборота как таковой, а лишь внедрение программного продукта”. |
С моей точки зрения, что проблема не СЭД, и уж тем более не в ПО, а скорее в качестве его внедрения. Причем под "внедрением" я лично понимаю не наличие настроенного ПО, и даже не то, что все сотрудники выучены в нем работать, а то что работа во внедренном ПО, в первую очередь - это изменение регламента! Причем замечу, что внедрение ПО приводит к усложнению регламента, а должно его просто модифицировать, не усложняя жизнь персоналу.
Как пример внедрение СЭД в госучреждениях.
СЭД - подразумевает, что все документы созданы электронно, проходят дальше электронно, подписываются ЭЦП и двигаются дальше электронно. Только внешние документы сканируются и распечатываются. Причем это движение регламентируется.
Вместо этого наши чиновники, по каким причинам не знаю, каждый экземпляр распечатывают и дублируют электронный экземпляр в бумажном.
Там присутствуют цифры 95% имеют СЭД, ЭЦП-1,5%. Я так понимаю, что только 1,5% используют именно электронный(но думаю, что и они печатают), а все остальные однозначно печатают и бегут подписывать и т.д.
То есть вместо ускорения и снижения издержек мы получаем увеличение издержек и снижение производительности.
Тогда спрашивается, а зачем это ПО вообще ставили?
Ну то что кто-то денег заработал понятно, тут сомнений нет. Деньги освоили... А что с эффективностью?
Я частенько вижу, когда ПО вроде как само по себе, а жизнь в организации сама по себе.
И в данном контексте вспоминаю слова одного посетителя, который писал: "Вы(в смысле ИТ-специалисты) - обслуживающий персонал, типа уборщицы, понимаете?".
Понятно, если начальник этого "обслуживающего персонала" точно знает все плюсы и минусы ПО, которые будет установлено. Но как показывает практика, начальники в лучшем случае знают "значек для интернета", "значек для редактора" и т.д.
И выходит, что есть начальники которые имеют очень слабое отношение к ИТ, есть ИТ-шники которые имеют очень слабое понимание как работает организация, есть серая масса интеграторов, которым нужно продать именно свой продукт. В результате никого, кто бы эффективно мог связать ИТ и регламент работы организации. Как результат есть масса внедрений, где результаты только одну поставленную цель - ПО установлено и работает, причем независимо от организации.
Разговаривая с большей частью руководства, я всегда задаю вопрос: "Что случиться если ваш сервер встанет?". "Ничего, все как работало, так и работать будет." - такой я получаю обычно ответ. Но вот на следующий вопрос: "А зачем вам тогда ИТ?", - я получаю максимум, что для бухгалтерии надо.
То есть реальная автоматизация если у нас и происходит, то только в бухгалтерии? А остальное? Может проблема в том, что управление в организациях идет не по написанному регламенту, а по исторически сложившемуся? И все изменения с регламентом происходят сами по себе, а исторически сложившийся регламент сам по себе?
2. Спасибо, мы примерно так и сделаем после покупки новых серверов (первоначально бюджет на проект был сильно ограничен). И даже разместим их на весьма большом отдалении друг от друга, связав волоконно-оптической магистралью на 10 Гбит/с. Сетевая инфраструктура уже имеется, весьма хорошая и дорогая.
Итак, три уровня проблемы (связанные не иерархически, а скорее - уровни сложности):
1. Внедрение программного продукта.
2. Внедрение системы документооборота.
3. Автоматизация бизнес-процессов.
Многие ограничиваются уровнем 1 (и мне встречались практические примеры такой "автоматизации" - при этом информационные сообщения называются обычно "В компании А внедрен продукт Б..."). Аналитики и хорошие внедренцы максимум доходят до уровня 2. Но решение проблемы находится на уровне 3, и это имеет отношение к ИТ весьма опосредованное.