НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Идеи и практики автоматизации:

Блог

Как Аэрофлот стратегически ошибся с ИТ-архитектурой

Сергей Бобровский
31.01.2013 11:04:32

В заключение сериала про ИТ-архитектуры узнаем про морально устаревшие и правильные перспективные подходы.

ThoughtWorks предлагает в своем отчете наглядную картинку.


Зрелые технологии: развитая аналитика, различные способы продвинутого автоматизированного тестирования, автоматизация сопровождения и развертывания инфраструктур, и очень интересное направление "агрегаты как документы". Это когда мы работаем с неким абстрактным представлением информационного объекта, который прекрасно раскладывается и в реляционную базу в виде пресловутого рекордса, и в документоориентированную СУБД в виде документа, и в key-value хранилище в виде "значения".
А забыть поскорее надо примитивные схемы тестирования (основанные на браузере и программах записи действий) и интеграцию систем на уровне СУБД.

Зрелые инструменты: феникс-серверы, Silverback, AppCode, Graphite, Jasmine, встраиваемые сервлеты, и вообще, инфраструктура как код (это все упоминалось в предыдущих постах).
В корзину же отправляем морально устаревшие сборочные фреймворки типа Apache Maven, системы управления версиями, в которых не поддерживаются рабочие потоки (а вот git рулит), и корпоративная сервисная шина. Кстати, правоту по поводу моральной устарелости ESB еще в 2011-м прокомментировал Володя Митин ("ERP-cистемы, форс-мажор и человеческий фактор"):

"Реализация проекта (сервисно-ориентированная корпоративная система интеграции приложений внедряется в ОАО "Аэрофлот -- российские авиалинии" с 2004 г.) происходит согласно подходу, рекомендованному корпорацией IBM. Была создана центральная интеграционная шина класса ESB (Enterprise Service Bus, корпоративная сервисная шина) на основе продуктов IBM (IBM WebSphere MQ, IBM InterChange Server, IBM WebSphere Business Integration Adapters), к которой последовательно подключались приложения".
Одним словом, КИС Аэрофлота построена с использованием самых современных подходов и технологий (включая сервис-ориентированную архитектуру). Но в критический момент (декабрьский коллапс) эти самые современные подходы и технологии почему-то не сработали и не обеспечили ни "синхронизацию нормативно-справочной информации", ни "оперативный обмен данными между приложениями (через центральную интеграционную шину)".


Платформы. От мобильных платежных систем до графовой СУБД Neo4j. А забываем про портальные Java-сервлеты, архитектурно непродуманные фреймворки типа Meteor.js, архитектуры, заточенные на конкретное железо, и как ни удивительно на первый взгляд, отход от классических веб-сервисов в сторону еще более легких решений в REST-стиле.

Языки программирования. Если успех Clojure достаточно понятен, то аналогичная позитивная оценка Scala скорее всего зависит от позиционирования "Java-киллер". Метаязыки для веба SASS, SCSS, LESS -- это просто хит.

В корзину -- логику, реализуемую в хранимых процедурах, компонентные фреймворки и, забавно, Google Dart.

Комментариев: 6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

31.01.2013 15:43:57

Ничего не понятно. В чём ошибка Аэрофлота? O_o

31.01.2013 17:25:45

Ошибка Аэрофлота в выборе ESB,"к которой последовательно подключались приложения", в качестве базы для своей ИТ-архитектуры. Она не потянула даже довольно среднюю по современным меркам нагрузку.

31.01.2013 17:58:41

Забавно. smile:-) А если у какого-нибудь дома несущая балка не выдержит нагрузки, кто будет виноват? Наверное молоток, которым прибивали гвозди к этой балке? smile;-) ESB это просто инструмент для решения задач, насколько качественно эти задачи решены, зависит не от инструмента а от тех, кто проектировал и внедрял соответствующее решение.

31.01.2013 18:26:31

Совершенно верно. Если у какого-нибудь дома несущая балка не выдержит нагрузки, виноват будет проектировщик, выбравший неправильный материал, тип балки или что там еще в строительстве, не знаю. В случае с Аэрофлотом виноват их CIO, выбравший неверный механизм EJB, для современных задач Аэрофлота явно не предназначенный.

Windows 95 -- это тоже инструмент, однако его сегодня никто не выбирает, потому что ошибочность очевидна. В более сложных вещах многие аспекты выбора уже далеко не так очевидны, и именно в этом и проявляется профессионализм (или непрофессионализм) проектировщиков.

31.01.2013 20:01:59

Цитата
Windows 95 -- это тоже инструмент, однако его сегодня никто не выбирает,
Windows 95 не видел, а вот MS DOS успешно много где эксплуатируется до сих пор (во многом из-за приложений, написанных под DOS в давние времена). Т.е. есть много инструментов, которые работают десятилетиями (!!! это в ИТ-отрасли!) и успешно справляются со своими задачами. Это я к тому, что на мой взгляд, не существует "устаревших" технологий. Есть только те, которые "работают - не трогай" и "в данном случае лучше чем другие". smile8)

31.01.2013 20:39:22

Ну легаси работает конечно много где, и на коболе куча кода сегодня прекрасно работает в эмуляторах мэйнфреймовsmile:) Но на мой взгляд, устаревшие технологии существуют, причем устаревают не за тридцать лет, а в десять раз быстрее. В этом и проблема EJB, что она устарела еще два трехлетних ИТ-поколения назад. Аэрофлот купил тяжеленную специализированную и наверняка дорогущую систему (у IBM вообще дешевых решений не бывает))), а где специалистов взять. При этом хвастались еще, что это "первое подобное решение в России" -- а надо ли было на живых пассажирах экспериментировать?
Тем более работы стартовали в 2008-м, и попали под кризис, наверняка не доделали. Вот и начинаются теперь сбои в эксплуатации...

А надо было взять линукс и hadoop, и было бы им щастье))

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии