НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Идеи и практики автоматизации:

Блог

Национальные особенности проектного менеджмента

На XII международной конференции по управлению проектами, проведенной в конце мая компанией ПМСОФТ, с любопытным докладом выступил директор фирмы  ProjectLink Вернер Мейер. В официальной повестке он назывался "Критерии отбора проектов - как не попасть в ловушку. Уроки для руководства", но на оригинальном англоязычном первом слайде презентации название звучало гораздо более лаконично: "The psychology of project termination" ("Психологические аспекты закрытия проекта"). Речь шла о том, что некоторые проекты настолько выбиваются из запланированного бюджета, что, в конечном итоге, не имеют никаких шансов окупиться. Причем отклонения эти фиксируются системой Project Management уже на самых первых этапах и по мере приближения к завершению только увеличиваются. Докладчик привел пример разработки нового горнорудного разреза в Австралии, который по этой причине так и не был введен в эксплуатацию и обошелся инвесторам в 2 млрд. долл. Почему этот и другие подобные проекты, не останавливаются вовремя, когда какую-то часть денег еще можно сохранить, списав остальные в убыток? [spoiler]

Исследование показало целый ряд причин, объясняющих такую страусиную политику менеджеров проектов по отношению к инвесторам и владельцам бизнеса. Вот только некоторые из названных мотивов:
1. Я сам был инициатором проекта
2. Попытаемся сбалансировать потери за счет других проектов нашего портфеля
3. Проект близок к завершению, сейчас уже ничего не исправишь
4. Есть надежда, что возврат инвестиций будет выше, чем планировалось, и мы выйдем на окупаемость
5. Возможно, проект принесет дополнительные выгоды, не запланированные изначально
6. Пусть проект обойдется дороже, но мы от него хоть что-то получим
7. Мы еще в состоянии спасти этот проект
8. Решение о закрытии проекта негативно скажется на моей карьере.

Докладчик отметил, что решимость в этом вопросе сильно зависит от того, на каком этапе проекта нужно принимать решение о его остановке, и она варьируется от отрасли к отрасли. На ранних этапах на указанный шаг готовы пойти лишь 30% менеджеров проектов, на поздних - до 60%. Вернер Мейер рассказал, что однажды он провел опрос на эту тему среди 20 российских специалистов в области проектного управления и получил сильно удививший его результат. Около 95% опрошенных сказали, что ни за что не приостановят заведомо убыточный проект. Докладчик спросил аудиторию, действительно ли таков менталитет российских менеджеров проектов? И получил в ответ естественный контр-вопрос: а не были ли эти 20 опрошенных руководителями проектов, выполняющихся по государственным заказам (например, по подготовке к олимпиаде в Сочи)? Понятно, что Вернер Мейер был не в курсе. Но судя по реакции аудитории, такое объяснение никого бы не удивило.  :(


Вернер Мейер: "95% опрошенных российских проджект-менеджеров сказали, что ни за что не приостановят заведомо убыточный проект!"

Фото:
Митин Владимир
И получил в ответ естественный контр-вопрос: а не были ли эти 20 опрошенных руководителями проектов, выполняющихся по государственным заказам (например, по подготовке к олимпиаде в Сочи)?

Здесь главное – вовремя обосновать причину увеличения бюджета проекта в несколько раз. А уж правильность этого обоснования ни одна система управления проектами (СУП) не проверит.

Два года тому назад мне довелось побывать на партнерской конференции ПМСофт. Один из спикеров тогда рассказывал о системе, используемой для управления строительством Олимпийских объектов в Сочи.

Кто-то из слушателей поинтересовался, можно ли взглянуть на план-график этих строек, где обозначены стоимости олимпийских объектов и предполагаемые сроки их сдачи. Ответ был примерно таков: “Это почти государственная тайна. Доступ к данной информации имеет очень ограниченный круг людей”.  А ведь гласность – единственно верное средство от коррупции….