НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Идеи и практики автоматизации:

Блог

Человеческий фактор при внедрении ИТ на производстве

Алексей Воронин
25.06.2013 15:35:57

В продолжение темы проблематика внедрения ИТ-систем на российских предприятиях. Один выступавший на круглом столе в рамках все той же конференции "1С" рассказал про некий кейс по внедрению УПП, который «сломался» после того, как забастовали мастера – им по 4 часа в день приходилось вводить в систему суточные задания. В качестве выхода он предложил «1С» выпустить пошаговые инструкции с рекомендациями по настройке системы для каждого типа производства – то, что сейчас отдано франчайзинговым компаниям.
По-моему, выпустить такие, типизированные инструкции в российских условиях нереально - слишком уж наши предприятия любят уникальные формы организации бизнес-процессов. А еще слушая рассказы выступавших, знакомых с сегодняшней ситуацией «на земле», вспомнил, что ведь когда-то довелось поработать пару лет сменным мастером на производстве, на крупном промышленном предприятии (участок станков с ЧПУ), еще в советское время. Я уже упоминал в комментариях к предыдущему своему посту о низкой дисциплина на производстве в советское время, ностальгировать по которому сейчас чуть ли не правило хорошего тона. Хочу добавить, что низкой была и технологическая дисциплина. Многие рабочие имели низкую квалификацию, обрабатывая детали с огромными припусками, которые слесаря потом вручную напильником доводили до ума. Что касается станков, то многие станки и приспособления уже тогда были порядком изношены, добавляя свою погрешность при изготовлении ответственных деталей. Сейчас судя по всему такая ситуация с эффективностью производства только усугубилась – по словам другого участника дискуссии на круглом столе "1С", представителя КАМАЗа, после развала отечественного машиностроения станки достаются российским предприятиям в 3 раза дороже, а используется в 6 раз хуже. Честно говоря, вспоминая свою работу мастером, не могу представить, куда уж хуже. Думаю, что так же. По крайней мере радует, что станки хорошие. А главный выход из ситуации наверное все-таки в повышении квалификации рабочих, а это означает, что предприятиям нужно постоянно вкладывать в это деньги. В человеческий ресурс, как теперь принято говорить. Глядишь, и проблем с внедрением MES-систем будет поменьше.

Комментариев: 9

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

25.06.2013 18:17:39

Цитата
им по 4 часа в день приходилось вводить в систему суточные задания


Надо полагать, одним пальцем по клавиатуре стучали. Да ещё долго думали, в какое место нужно стукнуть. Надо было их слепому десятипальцевому методу обучить. Но никто их этому научить, видимо, не додумался. Да и вообще, расходы на обучение персонала при внедрении разного рода ИТ-систем должны составлять весьма внушительную сумму... Так что виноваты здесь не разработчики и даже не внедренцы, а "жмотистые" заказчики. Которые боятся вкладывать деньги в персонал. Дабы последний, научившись чему-либо путному, не разбежался... За 4 часа при известной ловкости рук можно огромный текст набить. На 16 газетных полос хватит...

25.06.2013 18:24:15

В принципе, в любой отрасли такое же положение - все хотят получить готового специалиста, с опытом работы, и никто не хочет тратиться на обучение. Непонятно откуда вообще специалисты берутсяsmile:)

25.06.2013 19:15:06

С большой вероятностью интерфейс ввода "проектировали" разработчики. И, видно, к массированному вводу информации он оказался не готов. Когда-то давно я видел одну компанию, которая переходила с досовой программы на 1С7.7. Мелкий опт, ларёчники, гора номенклатуры, десятки и сотни строк в накладных. Скорость работы операторов упала раза в полтора. Не на первом этапе, конечно, там вообще тихий ужас творился, а когда уже освоились с интерфейсом.

25.06.2013 20:54:09

В принципе есть ощущение, что они (в смысле 1С) проблему видят и стараются совершенствовать интерфейсы своих продуктов. Кто-то из докладчиков рассказывал, что даже используют видеонаблюдение за работой человека с новым продуктом и потом дорабатывают. Другое дело, что такое практикуется, наверное, только для крупных заказчиков и особо интересных проектов, или новых версиях продуктов, а в случае, когда клиент мелкий и использует типовое коробочное решение, да еще каких-нибудь не самых последних версий - тут остается только приспосабливаться.

25.06.2013 22:04:10

То, что говорилось про видеонаблюдения - речь шла не о проектах, а о разработке коробочных продуктов. Большой или крупный заказчик - это не имеет значени, и проекты тут тоже не причем.

Проблема ввода данных и эффективности интерфейса - это действительно сложная и много многогранная тема.

У меня сын, когда попал на работу в американскую программистскую компанию году в 1994-м, в Москве был больше всего поражен с какой скоростью они, американы, стучат по клавишам - что босс, что секретарша. Такого у нас не было и нет. Я это вижу по зарубежным поездкам: журналисты стучат вслепую по клаве, как Анка из пулемета. Я вижу работу наших и "их" PR-ов, когда они записывают текст беседы - у них скорость раза в два выше.

Я вижу работу операторов Сбербанк:однопальцевый ввод - довольно частое дело. Неудобное рабочее место, неправильно организаованное.

ДОСовский интерфейс был быстрее. Во многом, потому что был более простым. Самый эффективный ввод - чисто клавиатурный, без мыши. А у нас сейчас нужно постоянно за мышь хвататься.

25.06.2013 22:08:32

Кстати, в начале 90-х, когда я активно писал ПО для информациооных систем, довольно часто использовался такой прием: делалось специальный интерфейс под определенные операции ввода.

Например, нужно ввести 500 карточек. Под них делалось окно (например, там нужно было заполнять 5 полей из 10).
Все очень просто: такое окно делалось за 5-10мин (максимум - использовался конструктор окон). Ввод сокращался с 4 часов до 2-х

25.06.2013 21:26:02

Цитата
слишком уж наши предприятия любят уникальные формы организации бизнес-процессов.


Именно так. Конец 90х, отрывок из беседы с умным заказчиком:

"У моего партнёра в Германии заболела секретарша. Он позвонил в специальное бюро, к нему тут же прислали временную секретаршу, она села и тут же начала работать. Почему у нас не так, почему у нас каждого сотрудника надо обучать с нуля, почему нет стандартных решений? (немного подумал). Наверное, потому что у нас нет стандартного бизнеса".

26.06.2013 11:08:36

Самые перспективные по идее, переход к полной автоматизации и промышленным роботам. Технически сегодня уже вполне возможно, проблемы скорее в психологических барьерах и отсутствии хорошей сервисной/эксплуатационной инфраструктуры поддержки таких систем.

Наверняка уже в текущем десятилетии появятся типовые роботизированные системы для многих отраслей, как сейчас для автомобильной. Интересно, а на КАМАЗе как активно роботы используются.

26.06.2013 12:23:28

Сергей, я спросил, мне ответили, что вот именно роботов промышленных нет, но на конвейере используется некая АСУТП ПТК - это "умное движение рамы по конвейеру, с датчиками и анализом, подъемом, опусканием, разворотом рамы".

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии