НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Идеи и практики автоматизации:

Блог

Удержится ли Россия в элитном клубе буровиков?

В Холмском морском порту встала на рейд полупогружная буровая установка нового поколения ППБУ "Полярная звезда". Она может бурить нефтяные и газовые скважины глубиной до 7500 м в арктических условиях при глубине моря до 500 м в эксплуатационном диапазоне температур от -30ºС до +45ºС и при наличии битого льда толщиной до 70 см.



[spoiler]С помощью "Полярной звезды" и второй платформы "Северное сияние", созданных Выборгским судостроительным заводом ВСЗ по заказу "Газфлота", будет осваиваться Штокмановское газоконденсатное месторождение. Тестовые испытания пройдут на шельфе Сахалина.

К 2030 г. в России планируется добывать 100 млн. тонн нефти и 200 млрд. куб. м газа. Специалисты оценивают потребное число соответствующей техники так:

"Потребность в танкерах ледового класса может составить около 60 единиц, научно-исследовательских судах - 39 единиц, плавучих буровых установках - 34 единицы, платформах - более 50, а судах обеспечения к ним - около 100...
Сегодня в Европе насчитывается более 1200 нефтегазовых установок, расположенных в морской акватории...
Сравнивать с российскими достижениями эти показатели сложно. На данный момент по одной российской буровой установке работает на шельфах Балтийского и Каспийского морей, добывается нефть и газ на шельфе Сахалина, а вот на арктическом шельфе, баснословно богатом месторождениями нефти и газа, до сих пор нет ни одной добычной установки".

Создание ППБУ по праву считается высшим пилотажем на мировом рынке инженерных мегапроектов. В этой связи удивительна уничижительная критика последних месяцев в адрес ВСЗ -- дескать, полноценную самостоятельную сборку всей платформы на заводе не осилили, только нижнее основание; ведь верхнюю платформу делала южнокорейская Samsung Heavy Industry, а буровое оборудование поставила американская National Oilwell Varco. Почему-то окружающие нас компьютеры и телевизоры, мобильники и фотики, автомобили и самолеты, а также мощная софт-начинка всего этого железа, от начала до конца созданные за рубежом, праведный гнев не вызывают, а успешный сложнейший отечественный инженерный проект, едва завершившись, сразу подвергся обструкции.

Вот что рассказывал в 2009-м году о данном проекте его руководитель Анатолий Горбачев:

"Конструкцию разрабатывали три проектанта. Первый - это компания Moss Maritime, которая проектировала большую часть буровых вышек для Северного моря. Согласно заключенному лицензионному соглашению, она выполняла основную часть чертежей. На основании этих чертежей компанией южнокорейской компанией Samsung Heavy Industries делался рабочий проект. А для подготовки технического проекта, который будет согласован с регистром, у нас есть своя российская компания "Балтсудопроект", которая сейчас находится в составе ЦНИИ им. Крылова...
Самое сложное, с чем в России еще не сталкивались, это процесс накатки верхнего строения на нижний корпус. То есть, верхнее строение будет находиться прямо на судне, а нижний корпус - практически полностью затоплен. Из воды должны "торчать" буквально два метра колонн, на которые наплывет посередине судно, дальше наш нижний корпус всплывет, полностью приняв нагрузку верхнего строения. Операция непростая, происходит в море, и сейчас мы занимаемся ее сложными расчетами..."

Кстати, в 1995 г. верфь завода первой в России была сертифицирована по ISO 9002 обществом Det Norske Veritas. На заводе также была запущена полностью автоматизированная линия резки металла и сверхсовременная окрасочная камера, в России аналогов не имеющая. В 2005 г. была выполнена автоматизация с переходом на новую КИС -- отечественную MES-систему Global-MFS. Конструкторы и технологи на 150 рабочих местах получили доступ к нужной информации. Управление проектами ведется с помощью Primavera. Проектирование плавсредств выполняется норвежским комплексом FORAN. Он позволил заводчанам формировать трехмерную модель конструкций для контроля качества разрабатываемой документации и последующего использования на всех этапах жизненного цикла. Построение такой модели на заводе по праву считают собственным ноу-хау.

Строительство же самой ППБУ велось "по проекту платформы MOSS CS-50 MKII шестого поколения, выполненному норвежской инжиниринговой компанией Moss Maritimе. Установка представляет собой самоходное плавучее сооружение катамаранного типа с двумя понтонами и шестью стабилизирующими колоннами, поддерживающими верхний корпус и верхнее строение. Расчетный срок службы данной ППБУ 20 лет с возможностью его дальнейшего продления".

Пуско-наладочные работы были проведены в Южной Корее, после чего буровая установка прошла до Холмского 960 миль, где в декабре и остановилась.

Познавательное видео, как собиралось и транспортировалось "Северное сияние" массой 20 тыс. тонн.

Но мало того, что предприятие невежественно критикуют, так еще и с финансовыми трудностями ему приходится бороться. США недавно освоили технологию производства сланцевого газа (кстати, постепенно отходя таким образом от нефтегазовой зависимости), и вроде как Штокманское месторождение актуальность слегка теряет.
В декабре 2010-го завод подал иск против Подводгазинжиниринга на 318 млн. руб.
Налогов с ВСЗ взяли 4,8 млрд. руб., из которых в Выборге осталось 200 млн., а 4 млрд. ушло в Москву.

Но главное, что из-за псевдо-конкуренции с госкомпанией (!), чем скорее всего пиар-атаки на завод и обусловлены, после поставки второй буровой в марте нынешнего года загрузка завода станет минимальной. Под вопросом и проект по строительству новой верфи в Приморске, а в результате вообще может быть растеряна очередная уникальная отечественная школа инженерных мегапроектов.

На счету ВСЗ, кстати, не имеющий аналогов космический стартовый комплекс "Морской Старт" (чтобы доставлять ракету-носитель на экватор), причем этот проект, в отличие практически от всех остальных отечественных largest projects, формально советских корней не имеет, так как стартовал с нуля в 1992-м, то есть полностью российский.


Партнер ВСЗ, норвежская Moss, известна, в частности, крупнейшей в мире стальной конструкцией -- военно-морской плавучей базой SeaBase.


Постепенно и ВСЗ доберется до подобных масштабов, научится и верхние строения создавать не хуже Samsung.

Если, конечно, не...