НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Идеи и практики автоматизации:

Блог

Когда реорганизация производства эффективнее внедрения ERP

Алексей Воронин
22.09.2013 17:18:40

Давно заметил - у производственников, людей от земли, есть приятная черта, которая особенно проявляется в дискуссии - глубина подхода к обсуждаемому предмету в сочетании с предметностью, здравомыслием и скромностью. В очередной раз убедился этом на дискусии Fujitsu IT Future 2013. Обсуждаемой темой было все то же использование ИТ с целью повышения эффективности бизнеса в кризис.

И вот после речей представителей ИТ-компаний (деловитых, напористых, порой до агрессивности) и выступления представителя одного из трех телекоммуникационных гигантов (сытодовольного и невнятного - мол, о чем говорить и так все хорошо, а будет еще лучше), слово наконец-то получил Юрий Зеленков - представитель НПО "Сатурн" - объединения, проектирующего и производящего авиационые двигатели.

Он сказал, что представляет машиностроительную отрасль России, которая из кризиса никогда и не выходила (в зале - оживление, смех и продолжительные апплодисменты, сбившие выступавшего с мысли). И вместе с тем у предприятия, мол, очень серьезная конкуренция со стороны RollsRoys, General Electric. Выйти на международные рынки российскому предприятию было бы реально - например, производя отдельные агрегаты для RR и GE, и участвуя т.о. в международном разделении труда, но почему-то такой сценарий российским государством не рассматривается, отметил выступавший, "вместо этого будем лучше делать лучшее в мире вооружение, не взирая на затраты".

В плане отношения к ИТ Юрий Зеленков высказался однозначно - для предприятия это не издержки, а комплиментарный актив, который "очень серьезно влияет на компетенции предприятия", то есть на саму способность предприятия производить качественные авиадвигатели ("если мы хотим конкурировать с грандами, наши компетенции должны быть как минимум не хуже", сказал представитель НПО "Сатурн"). В основном речь идет об ИТ в плане инженерных расчетов и анализа.
Касательно применения современных ИТ-решений на производстве Юрий Зеленков привел пример - возникла тема применения на производстве современных инструментов планирования, управления производством, т.е. ERP. Был проведен предварительный анализ, в рамках которого изучался опыт применения ERP-решения французской компанией Snecma (партнер российского предприятия). Благо - номенклатура у обоих авиационных предприятий схожая. Но оказалось, что французы из 30 тыс. деталей сами делают только 6 тыс. (остальные - на аутсорсинге), в то время как НПО Сатурн изготавливает 30 тыс. деталей и на аутсорсинг в России отдать некому. К тому же российские станки сами по себе хуже, и детали изготавливают за большее количество операций. В результате было принято решение, что эффективней внедрения ERP на данном этапе будет провести реорганизацию системы управления производственной системой. Вместо множества цехов будут центры производственных компетенций по типам продукции, т.е. внутри предприятия появятся "минизаводики", каждый из которых отвечает в том числе и за экономическую эффективность.

С одной стороны, печально, что такое положение дел в российском производстве - у лидера отрасли, что же тогда у других? С другой - отрадно то, что на производстве остались хорошие специалисты, это значит еще не все потеряно и не все найдено..

Комментариев: 1

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

22.10.2013 19:15:15

"эффективней внедрения ERP на данном этапе будет провести реорганизацию системы управления производственной системой".

Думаю что это относится не только к конкретной производственной отрасли.
А к любой области. Если будем пытаться внедрить хорошую и правильную информационную платформу ("сквозная информатизация всех этапов ...", "подробное визуальное представление каждого ..." и т.д), а сами процессы (технологическое обеспечение, персонал и остальные составляющие) останутся прежними, то эффект будет из разряда бородатой "автоматизации хаоса".
Есть пример из личного опыта. Внедряем EDI-обмен документами с немецкой компанией. Но благодаря тому что в самой компании такой бардак с работой отдела закупок, что никакая автоматизация спасти от этого не может, получаем кусками внедренный проект, недовольство немецких контрагентов, недовольство собственных сотрудников, потраченные абсолютно впустую деньги.
IT - это сфера обслуживания. Если только производство и внедрение IT-технологий не является для компании основным видом деятельности.
Сначала наладим все дома. Утеплим окна и пол. Поставим нормальную плиту и холодильник. Воду горячую, электричество и газ. А потом уже купим крутой телевизор и планшет. )))