«Центр речевых технологий» (ЦРТ) представил учреждениям культуры новейшие технологии восстановления и шумоочистки звукозаписей, которые позволяют оцифровывать и реставрировать звуковые коллекции с целью сохранения звукового наследия страны и обеспечения доступа к фоноархивам всем желающим.

Одним из заинтересованных учреждений стал Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук. В Пушкинском доме находится крупнейший в России и один из крупнейших в мире фольклорный Фонограммархив. В нем хранятся уникальные образцы эпоса, исторические песни, сказки, причитания, хороводные и свадебные песни. В записях представлено более 100 народов России и мира. Записи хранятся на различных носителях, в том числе и на таких раритетных как фонографические валики и восковые диски. Первые записи датируются 90-ми годами 19 века. На основе этих исторических записей создан «Национальный электронный звуковой депозитарий», который заполняется оцифрованными копиями звукозаписей архива.

В рамках проекта Пушкинского дома по оцифровке и восстановлению фольклорных записей был протестирован комплекс для исследования звукозаписей «ИКАР Лаб». Данный аппаратно-программный комплекс позволяет произвести качественную оцифровку существующих фонограмм, а также их последующую обработку с целью улучшения звучания: убрать шум и треск грампластинок и восковых валиков, посторонние фоновые шумы, присутствовавшие в момент создания аудиозаписи, шумы и искажения, внесенные аппаратурой звукозаписи.

Реализация данной работы с применением комплекса «ИКАР Лаб» планируется весной 2013-го года, она позволит не только сохранить звуковые коллекции, но и обеспечить доступ к фольклорному творчеству, предоставит возможности всем желающим воспользоваться теми удивительными звуковыми материалами, которые хранятся в Пушкинском доме.

«Разработки ЦРТ постоянно совершенствуются, и вот мы уже готовы предложить уникальные возможности учреждениям культуры, — отметил Михаил Васильевич Хитров, генеральный директор „Центра речевых технологий“. — Редкие записи фольклора или выступлений классиков страдают от плохого качества записи. В Интернете в свободном доступе представлены подобные фонограммы, но в таком качестве, что иногда сложно разобрать слова, не то чтобы насладиться звучанием. Улучшить же качество означает сохранить культурное наследие страны, предоставить возможность нашим потомкам узнать, как звучал голос Есенина, Шаляпина, Вертинского или как звучали народные песни».

Пресс-релиз

Версия для печати