“В живой природе, как доказал еще Чарльз Дарвин, выживают не самые крупные или сильные, а те кто быстрее всех приспосабливается к изменению внешних условий”, — заявил в своем выступлении на ежегодной конференции “CADreview VIP. Технологии САПР 2008” генеральный директор компании-организатора “Арбайт Компьютерз” Алексей Бабичев. С известными оговорками указанное правило справедливо и в мире бизнеса. Об этом, по мнению докладчика, особенно уместно напомнить сегодня, когда в результате финансового кризиса начинается секвестирование ИТ-бюджетов многих предприятий. С подобным тезисом, сформулированным в самой общей форме, трудно не согласиться. Вопрос в том, как приспосабливаться именно к нынешнему экономическому потрясению. Вряд ли единый ответ на него, даже если он существует, подойдет обеим категориям участников данного форума: поставщикам ИТ-решений и заказчикам.

К примеру, представлявший вендоров директор российского офиса Autodesk по работе с партнерами Павел Брук утверждал, что мировой финансовый кризис на его компании никак не отразился и в следующем году она намерена инвестировать в Россию 25 млн. долл. Эти средства пойдут на локализацию продуктов для местного рынка и развитие партнерской сети. Г-н Брук не удержался от того, чтобы напомнить, что указанный объем инвестиций Autodesk превышает обороты некоторых отечественных вендоров систем CAD/CAM. Иными словами, с Дарвином не поспоришь, но и “размер имеет значение”. Представитель одного из таких отечественных вендоров — директор по стратегическому развитию компании АСКОН Евгений Бахин, напротив, полагает, что у заказчиков накопилась усталость от предлагаемых им глобальных решений. Они не хотят годами ждать результатов тех или иных проектов, а в последнее время обращают пристальное внимание и на цены.

Все понимают, что инвестиции в ИТ, пусть и не в прежних объемах, продолжатся. Главный вопрос, как их использовать с максимальной пользой. Один из возможных ответов предложил руководитель направления САПР компании Arbyte Дмитрий Якунин: совместно с разработчиками систем САПР поставлять заказчикам программно-аппаратные комплексы, заранее сконфигурированные, протестированные и настроенные на решение вполне определенных задач. А Евгений Бахин пошел еще дальше и заявил, что в работе с заказчиками необходимо переходить от отношений “покупатель – продавец” к взаимовыгодному партнерству, цель которого — оптимизация затрат. Фактически речь идет о предоставлении полного цикла консалтинговых услуг в рамках проекта автоматизации конструирования на предприятиях реального сектора.

При разумной стоимости таких услуг, заказчики наверняка ими заинтересуются. Как следует из выступления руководителя направления систем проектирования и подготовки производства “Объединенной авиационной корпорации” (ОАК) Константина Костромина, в его холдинге принято решение покупать не продукты САПР, а комплексные технологии с учетом их способности поддерживать изменения и отвечать целому ряду других требований. Совершенно очевидно, что роль поставщиков такого рода услуг исполнять сегодня никому кроме тех компаний, которые уже сегодня успешно работают на рынке САПР, не под силу. И судя по данной конференции, многие вендоры готовятся к выходу на рынок консалтинга. Возможно, переживаемый нами кризис будет способствовать ускорению этого процесса.

Понятно, что снижение уровня финансирования с неизбежностью приведет предприятия к поиску способов снижения затрат. По мнению Алексея Бабичева, приступать к такому поиску следует на начальном этапе жизненного цикла изделия: при конструировании, проектировании, подготовке производства и т. д. Именно на этом этапе уже следует задуматься об управлении инженерными данными. Ведь от их полноты и корректности впоследствии будет зависеть точность оценки себестоимости изделия. Как заявил Константин Костромин, и рыночная среда, и технические требования на протяжении выполнения проекта по разработке и выпуску новой модели самолета неизбежно будут меняться. При этом каждый раз следует пересчитывать экономические показатели, и если окажется, что данная разработка с точки зрения бизнеса бесперспективна, то она будет просто остановлена.

Знакомясь с крайне жесткой позицией ОАК, представленной на форуме г-ном Костроминым, понимаешь, что она родилась не на пустом месте. Если финансовый кризис — событие сегодняшнего дня, то кризис в авиастроительной отрасли имеет по меньшей мере десятилетнюю историю. Консолидировав все проектные и производственные ресурсы авиастроительной отрасли в одной корпорации, государство, по сути, пытается использовать чуть ли не последний шанс возрождения этой индустрии. “Если мы в отведенные сроки не успеем выполнить поставленные задачи, то скорее всего никогда не выйдем на международный рынок”, — констатировал Константин Костромин.

Говоря об управлении жизненным циклом изделий, он сообщил, что для каждой авиационной программы (для каждой модели самолета) будет применяться своя PLM-система. В какой-то степени, это решение противоречит курсу ОАК на стандартизацию, но связано оно с тем, что с учетом длительности проектов в авиационной отрасли, к моменту запуска нового изделия на рынке могут появиться более эффективные решения. Другая особенность авиастроения состоит в том, что сегодня самолеты разрабатываются и производятся в широкой кооперации. А это означает, что PLM-система ОАК должна прозрачно взаимодействовать с аналогичными системами партнеров и субподрядчиков (как отечественных, так и зарубежных). Вот почему, одними из важнейших направлений работы ИТ-службы ОАК названы постоянный мониторинг рынка решений PLM и анализ результатов их применения на ведущих авиационных предприятиях мира. И, пожалуй, самое главное, эта служба будет заниматься выбором не программных продуктов, а поставщиков консультационных услуг.

Тема управления инженерными данными прозвучала на данном форуме достаточно громко. В частности, по мнению директора ИТ-департамента компании “Звезда-Энергетика” Игоря Суслова, начинать автоматизацию на его предприятии следовало бы не с управления финансами, а с контура PDM, поскольку без корректных инженерных данных оценка таких экономических параметров, как себестоимость изделий или сооружений (компания поставляет оборудование для малой энергетики и занимается строительством небольших электростанций мощностью до 200 МВт) осуществляется с очень большой погрешностью. Проект на предприятии “Звезда-Энергетика”, включавший развертывание средств подготовки проектно-конструкторской документации (на основе САПР “Компас”), системы управления инженерными данными “Лоцман:PLM” и их интеграцию с ERP-решением “1С: Управление производственным предприятием”, был выполнен за полгода и, как убежден Игорь Суслов, позволил существенно поднять качество корпоративного управления в его компании.

Возвращаясь к Чарльзу Дарвину, хотелось бы напомнить, что результатом эволюции в живой природе является не просто выживание одних видов и вымирание других, а появление все более совершенных созданий, к числу которых осмелюсь отнести и homo sapiens. Остается надеяться, что и нынешний финансовый кризис в конечном итоге поможет ИТ-отрасли лучше понимать и удовлетворять потребности своих клиентов.

Версия для печати (без изображений)