АНАЛИТИКА

Ведущие игроки рынка ПО для промышленных предприятий активно развивают средства управления жизненным циклом продукта (Product Lifecycle Management, PLM), помимо создания собственных разработок прибегая для этого к поглощениям и объединяя усилия в рамках различных альянсов. В результате возможности PLM расширяются и теперь охватывают новые области, такие как управление портфелями проектов, взаимодействие с внешними подрядчиками, соответствие требованиям регулирующих органов и т. д. Благодаря такому прогрессу PLM теперь могут принести предприятиям больше пользы, чем год назад.

К такому выводу пришла аналитическая компания Gartner Group в исследовании рынка за III квартал текущего года, оформленном в виде фирменного "магического квадрата" (mediaproducts.gartner.com/reprints/ ugs/143404.html).

Основные тенденции

По прогнозу Gartner, до 2009 г. рынок PLM будет расти в среднем на 14,5% в год. Аналитики отмечают быструю эволюцию этой технологии. Если раньше PLM-платформа составляла основу лишь для разработки продукции, то теперь она поддерживает многие смежные области, включая продажи, обслуживание, маркетинг, производство. Соответственно расширяется и круг пользователей. Такие продукты применяют не только инженеры и технологи. С помощью PLM руководители предприятий могут следить за работой отдельных участков и своевременно принимать нужные решения, например развивать одни продукты, снимать с производства другие, устранять проблемы и избавляться от узких мест в производственном цикле.

Магический квадрат

Gartner включила в свое исследование поставщиков с годовым оборотом не менее 30 млн. долл., которые выпускают ПО, позволяющее выполнять четыре из семи следующих заданий: поддержка проектирования, мониторинг процесса разработки, управление портфелями проектов, управление людскими ресурсами, поиск структурированной и неструктурированной информации, доступ к данным о продукции из других корпоративных систем (ERP, MES, SCM и CRM), получение, передача и анализ метрических данных о продукции, появившихся на разных этапах жизненного цикла.

Аналитики разделили основных игроков рынка PLM на четыре группы.

Лидеры

Движение в сторону PLM возглавляют компании Dassault Systemes, PTC и UGS. Они стали пионерами в области управления жизненным циклом изделия. Выпустив системы первого поколения, предназначенные для решения проектных и производственных задач внутри одного предприятия, они теперь предлагают средства второго поколения, охватывающие несколько организаций и позволяющие учитывать интересы бизнеса.

Каждый из лидеров имеет не менее 10% рынка PLM, более 100 млн. долл. дохода от продажи PLM-продуктов, по крайней мере десять удачных проектов у крупных заказчиков, а также удовлетворяет ряду других критериев.

Dassault Systemes. Компания активно развивает различные направления PLM, такие как виртуальное моделирование, инженерный анализ, проектирование и подготовка производства. В последнее время она купила фирмы Vitools, Dynasim и MatrixOne, расширив тем самым клиентскую базу и функциональные возможности своих продуктов. Аналитики отмечают рост числа заказчиков системы управления инженерными данными Enovia V5, однако большинство таких проектов еще не завершено.

PTC. Дела у PTC идут в гору: доход и рентабельность растут, нынешние заказчики продолжают закупать продукты компании, она выходит на новые рынки, такие как производство швейных изделий, обуви и аксессуаров. Чтобы увеличить функционал своих систем, PTC недавно приобрела фирмы Polyplan, Arbortext и Mathsoft.

UGS. Фирма продолжает наращивать свою долю рынка. Ее финансовые показатели на подъеме, хотя она еще полностью не выплатила долг в размере 1 млрд. долл. Возможности ее PLM-продуктов вышли за рамки поддержки проектирования изделий и теперь охватывают взаимодействие с внешними подрядчиками, послепродажное обслуживание, составление аналитических отчетов о продукции. Растет и круг заказчиков, к которым теперь прибавились предприятия, занятые производством швейных изделий и розничной торговли. Все больше клиентов внедряет систему управления инженерными данными Teamcenter. Однако Gartner отмечает, что, судя по их откликам, эта платформа еще нуждается в совершенствовании с точки зрения интеграции отдельных компонентов.

Провидцы, преследователи и нишевые игроки

В группу провидцев Gartner включила фирмы, хорошо понимающие текущие требования рынка и направления его развития. У них имеется стратегия на будущее, основанная на четком представлении о потребностях рынка.

К преследователям относятся компании, которые хорошо решают задачи заказчиков, но предлагают им лишь ограниченный набор средств PLM, охватывающих только проектирование. На данный момент они не представили стратегии, направленной на более полную реализацию технологии PLM.

В категорию нишевых игроков попали фирмы, предлагающие лишь часть функций PLM или работающие на отдельных отраслевых или географических рынках.

Оценка перспектив

Несмотря на быстрый рост, рынок PLM остается весьма фрагментированным. Поэтому следует ожидать усиления его консолидации, продолжения слияний и поглощений игроков.

Версия для печати