Спутниковая радиолокационная съемка оказалась удобным инструментом для контроля экологической ситуации. В частности, с её помощью в настоящее время компания “Сканэкс” ведет оперативный мониторинг загрязнений акватории Керченского пролива нефтепродуктами. Основным источником загрязнений здесь стала затопленная носовая секция перевозившего мазут танкера “Волгонефть-139”, который разломился и затонул в Керченском проливе напротив косы Тузла во время шторма в ноябре 2007 г. Кормовая часть судна была отбуксирована в порт, а носовая секция так и осталась в проливе рядом с Тузлой. В результате аварии в акваторию попало около 2000 т мазута. Через несколько дней после аварии было зафиксировано пятидесятикратное превышение предельно допустимой концентрации нефтепродуктов в воде, произошла массовая гибель птицы и рыбы.

Впоследствии из затонувшей носовой части мазут была откачан, и водолазы сделали вывод, что угрозы загрязнения нет. Но оказалось, что это не так, и нефтепродукты продолжают вытекать, подниматься на поверхность воды и распространяться под действием ветров и течений в виде тонких шлейфов.

Впервые пятно мазута было выявлено компанией “Сканекс” 29 июня 2008 г. в результате обработки радиолокационного изображения спутника RADARSAT-1. Обнаруженное пятно нефтепродуктов площадью 0,733 кв. км начиналось в районе затопления носовой части “Волгонефти-139”, а его форма сформировалась под действием течения из Азовского моря и северного ветра. В результате зона загрязнения распространилась в виде узкого шлейфа длиной около 14 км вдоль побережья Таманского полуострова. Позже появились и другие пятна. В настоящее время уровень загрязнения нефтепродуктами косы Тузла превышает норму в девять раз.

Версия для печати (без изображений)