За последние несколько недель прошло множество конференций, выставок и семинаров, посвященных перспективным технологиям и новым продуктам. Крупнейшие и наиболее авторитетные из них — DEMOfall и TechCrunch50.

Нередко после шквала свежеиспеченных продуктов и дебютных выступлений компаний предпринимаются попытки предсказать, кому из них все-таки суждено добиться успеха. Однако, как правило, это весьма сложная задача. На подобных шоу мы видим гораздо больше будущих неудачников, чем победителей.

Поэтому при изучении новых продуктов и компаний сведения о предлагаемых последними перспективных технологиях следует отбирать очень тщательно. Ведь зачастую компании оказываются на гребне волны технологий будущего не только благодаря возможностям своих продуктов и тому, для решения каких проблем они предназначены, но также и в результате использования определенных технологий для обеспечения работоспособности этих продуктов.

Руководствуясь данными соображениями, я отобрал для специального обзора еженедельника eWeek множество анонсированных за последние месяцы новых продуктов и компаний и на этой основе попытался выявить некие ключевые тенденции развития перспективных технологий, которые получат продолжение в 2009 г.

Некоторые из этих тенденций уже набирают силу, другие только начинают проявляться. Однако, согласно моим ожиданиям, все они будут иметь важнейшее значение для развития высокотехнологичных отраслей в ближайшие годы.

Кроме того, в условиях нынешних финансовых трудностей какие-то из перспективных технологий могли бы стать важным стимулом для оживления экономики путем создания новых инновационных компаний и перестройки деятельности уже существующих.

Веб-платформы нового поколения

В 2008 г. увидели свет новые версии всех основных веб-браузеров, в которые были внесены важные изменения, — от Mozilla Firefox и Microsoft Internet Explorer до Opera и Apple Safari. К тому же на рынке браузеров появился новый крупный игрок — Google со своим Chrome.

Однако эти продукты представляют собой нечто большее, чем просто новые версии прежних классических веб-браузеров. Многие из этих браузеров приобрели принципиально новые возможности, существенно изменившие сферу их применения, и движутся в направлении превращения Интернета в операционную систему, хотя этот путь обещает быть долгим.

Речь идет о возможности работы в офлайновом режиме с помощью Firefox 3.0 и Google Gears, а также последней версии платформы AIR корпорации Adobe Systems. А в бета-версиях IE 8 и Google Chrome встроены новые движки скриптов.

Пока лишь немногие разработчики используют преимущества новых браузеров, но в 2009-м ситуация быстро изменится. Я ожидаю, что подобно тому, как появление AJAX породило шквал динамических и интерактивных сайтов и приложений в стиле Web 2.0, теперь множество сайтов и приложений начнут расширять привычные рамки веб-приложения. Эти приложения, которые во многом будут напоминать настольные, позволят пользователям работать в офлайновом режиме, применять интерфейсы без обычных для браузеров кнопок и условных обозначений, интегрировать их со стандартными программами для настольных ПК.

Однако новые возможности создадут и новые проблемы. Вопросы безопасности браузеров и веб-приложений приобретут гораздо большее значение, поскольку через браузер будет проходить растущий объем крайне важных данных и через него же будет осуществляться доступ к основным функциям. Многим компаниям придется решать проблемы, связанные с публикацией конфиденциальных данных на сайтах, использующих композитные приложения и интегрированных с веб-сайтами, а также с приложениями, имеющими выход в Интернет.

Тем не менее подобные трудности не смогут сдержать распространение веб-приложений новых типов. Веб-разработчики вновь и вновь демонстрируют, что при наличии необходимых инструментов они будут создавать все новые прекрасные сайты и приложения.

Надо сказать, что в отличие от классических систем разработки корпоративных приложений эти новые веб-технологии (подобно AJAX и Ruby on Rails, которые вызвали связанный с Web 2.0 бум) недороги и обычно просты в применении, когда речь идет о создании приложений. Это означает, что новое поколение интернет-компаний сможет начинать практическую работу без поддержки со стороны банков и венчурного капитала, на которую трудно надеяться в нынешних экономических условиях.

По моим расчетам, веб-приложения нового поколения будут так же отличаться от приложений для Web 2.0, как сама идея Web 2.0 отличалась от классического Интернета 90-х гг. прошлого века.

Открытые мобильные платформы

В чем заключается одна из главных проблем, мешающих более широкому применению мобильных смартфонов на предприятиях и их использованию в бизнесе в целом? Всё просто — это нехватка хороших приложений для подобных устройств и тот факт, что многие из имеющихся удачных приложений привязаны к определенной платформе или к конкретному провайдеру услуг сотовой связи.

На протяжении целого ряда лет разработчики жаловались, что для создания популярного мобильного приложения им необходимо потратить массу времени и ресурсов, приспосабливая его к различным платформам и устройствам. Кроме того, даже после этого им приходится иметь дело с расценками и прихотями основных провайдеров, которые оставляют за собой решение, какие приложения предлагать для того или иного устройства.

Если оставить в стороне провайдеров, то все остальные прекрасно понимают, что такая система порочна. Ее единственное достоинство заключается в том, что она может служить аргументом для сторонников нейтральности Интернета. (Например, таким: представьте себе, что произойдет, когда вы не сможете пользоваться аукционом eBay, если получаете доступ в Интернет с помощью компании Verizon, или когда только клиенты AT&T будут иметь доступ к поисковой системе Google).

Впервые луч света в темном царстве мобильных приложений появился после выхода iPhone и других устройств, позволяющих получить удобный доступ в Интернет. Благодаря этому некоторым программистам удалось полностью отказаться от согласования своих приложений для мобильного Интернета с провайдерами. Однако это не решило проблему для всех создателей мобильного ПО и было связано с определенными ограничениями, такими как невозможность работы в офлайновом режиме.

Только открытие в нынешнем году магазина Apple App Store действительно продемонстрировало, что может произойти, если предоставить пользователям хотя бы ограниченный выбор приложений для мобильных телефонов. Фактически, с какой стороны ни посмотреть, App Store добился больших успехов, предоставляя пользователям iPhone множество работоспособных приложений, которые можно было установить на мобильное устройство крайне просто. Этого было достаточно, чтобы вызвать жгучую зависть владельцев других аппаратов.

При этом Apple App Store далек от совершенства. Он по-прежнему привязан к одному устройству и к одному провайдеру, по-прежнему ограничивает свободу разработчиков и выбор приложений. Только распространение устройств Google Android может сделать мобильные приложения по-настоящему открытыми.

Магазин Android Market, как и Apple App Store, упростит пользователям поиск приложений для их устройств. Однако потенциально он предназначается для любых работающих под управлением Android устройств независимо от провайдера услуг связи. Кроме того, он будет предлагать бесплатные, открытые и коммерческие приложения, а также накладывать на разработчиков лишь незначительные ограничения.

По моим расчетам, когда эти магазины приложений полностью развернут свою деятельность, они вынудят производителей других ОС для мобильных устройств (к примеру, Microsoft) и коммуникационные компании создавать столь же открытые рынки приложений для своих устройств.

В результате в 2009 г. мы наконец-то увидим первые признаки бурного роста мобильных приложений, которого ожидаем уже несколько лет, и еще на один шаг приблизимся к такому положению, когда будет предлагаться практически столь же богатый выбор способов мобильного доступа в Интернет, какой сейчас имеется для стационарного.

“Вычислительные облака”

Некоторых, возможно, удивит, если я скажу, что в 2009 г. появятся “компьютерные облака”. Но в конце концов только лишь некоторые технологии привлекают сейчас так много внимания и вызывают столько шума, как “облачные вычисления”.

Хотя не всё, что говорится по этому поводу, можно считать верным и заслуживающим внимания, тема “вычислительных облаков” по праву пользуется популярностью. Достаточно побывать на таких конференциях, как DEMOfall и TechCrunch50, чтобы убедиться, насколько она важна.

На этих мероприятиях можно было видеть, что идея “вычислительного облака” отразилась на множестве вновь созданных продуктов и компаний, а не только в реализующих ее продуктах. Масса изделий, впервые представленных на этих выставках или не представленных, но выпущенных в течение последних нескольких недель, опирается на инфраструктуру и ресурсы “вычислительного облака”. Создавшие их начинающие компании не расходуют свои ограниченные средства на серверные фермы и прочую ИТ-инфраструктуру. Вместо этого они используют платформы вроде EC2 (Elastic Compute Cloud) корпорации Amazon и Force.com компании Salesforce.com для запуска своих приложений и предоставления к ним доступа клиентам. Поскольку популярность этих платформ растет, владельцы просто наращивают их производительность.

На многих направлениях начинающие фирмы оказались на передовых рубежах, и уже достигшим определенной известности компаниям предстоит их догонять. И я ожидаю, что в следующем году данная тенденция сохранится.

Поскольку на скорое оживление экономики рассчитывать не приходится, возможности для создания интернет-представительства и предоставления клиентам компьютерных ресурсов с использованием платформы “вычислительного облака” будут привлекательны не только для стартапов, но и для более известных компаний.

Кроме того, платформы “вычислительного облака” допускают создание всё большего числа различных типов виртуальных машин. Поэтому компаниям будет проще использовать “облака” для запуска любых приложений, какие они пожелают развернуть.

Семантический поиск

Многие люди давно уже интересуются семантической сетью. Ведь она позволит по-новому, более точно раскладывать по полкам и воспринимать размещенные в Интернете данные и контент, откроет гораздо более широкие возможности для создания приложений, управляющих этой информацией.

Сначала казалось, что основные выгоды от создания семантического веба достанутся поисковым системам. Но на протяжении многих лет владельцы таких машин проявляли мало интереса к семантическим технологиям. Правда, только до недавнего времени. За последние месяцы в области семантического поиска развернулась бурная деятельность. Множество новых (таких как фирма Hakia) и старых (вроде компании Ask.com) игроков включили в свои продукты семантические технологии и функции.

Это имеет глубокий смысл. В сущности, семантические технологии призваны значительно улучшить поиск при запросах определенного типа, в особенности когда речь идет о весьма детальных и используемых при проведении исследований запросах. С помощью усовершенствованных процедур разметки, сортировки, категоризации и анализа структуры запросов упомянутые компании открывают возможности для совершенствования поиска.

На фоне весьма ограниченного прогресса поисковой технологии Google за последние годы семантический поиск может стать существенным подспорьем в конкурентной борьбе с этим титаном. Во всяком случае, он способен превратиться во вполне жизнеспособный с точки зрения пользователя вариант.

Конечно, технологии семантического поиска все еще очень молоды. Некоторые из них не используют стандарты семантического веба, разработанные консорциумом World Wide Web Consortium. Другие едва ли имеют отношение к семантике и, в сущности, просто используют данный термин в маркетинговых целях.

Однако те, кто действительно пытается применять семантические технологии для совершенствования поиска, уже продемонстрировали расширенные возможности построения запросов, категоризации и фильтрации результатов, позволяющие успешно выполнять детализированный поиск. По мере дальнейшего развития этих технологий в 2009 г. могут быть внесены новые усовершенствования в механизмы поиска, причем гораздо более значительные, чем те, что были сделаны за последние пять лет.

Конечно, в 2009 г. проявятся и другие тенденции. Некоторые технологии, сегодня представляющиеся нам важными, начнут увядать. Тем не менее совершенно очевидно, что в будущем году технологии, которым посвящена данная статья, будут определять направление развития бизнеса, потребительского рынка и Интернета.

Версия для печати (без изображений)