Оператор дальней связи “Ростелеком”, входящий в холдинг “Связьинвест”, впервые в своей истории разработал стратегию развития на ближайшие пять лет. За этот период компания должна превратиться в лидирующего универсального оператора, способного оказать широкий комплекс инфокоммуникационных услуг на всей территории России и за ее пределами.

“Пока компания недостаточно подготовлена к работе на конкурентном рынке и по-прежнему обязана предоставлять органам государственной власти сервисы, которые не всегда рентабельны”, — признал генеральный директор “Ростелекома” Константин Солодухин. А председатель совета директоров “Связьинвеста” Александр Киселев пояснил: “Здесь созданы определенные барьеры бюрократического характера. Но мы надеемся, что эта ситуация будет преодолена и “Ростелеком” сможет работать в более комфортных, рыночных условиях”.

По собственным оценкам “Ростелекома”, его текущая доля на операторском рынке по сегментам такова: пропуск междугородного/ международного (МГ/МН) трафика операторов 15%, МН-завершение 55%, МН-транзит 35%, доступ в Интернет и передача данных 30% и аренда каналов 40%. Былым монополизмом здесь уже и не пахнет. Еще скромнее ситуация на розничном рынке фиксированной связи: в местной и зоновой телефонии, а также в сегменте доступа в Интернет и передачи данных доля “Ростелекома” оценивается в 0%, по МГ/МН-связи — в 55%, в сегменте сервисов интеллектуальных сетей связи (ИСС) — в 40%.

Мировой опыт подсказывает, что компания уровня “Ростелекома” должна постепенно трансформироваться в универсального оператора, предоставляющего комплекс услуг. И новая стратегия предполагает расширение географического присутствия фирмы, создание инновационных сервисов и совершенствование обслуживания (строительство инфраструктуры в новых регионах, включая сети доступа; расширение и оптимизацию продуктовой линейки; создание комплексной системы обслуживания, поддержки и повышения лояльности. Причем все это будет внедряться не только за счет органического роста, но и путем слияний и поглощений (M&A).

В качестве основных в стратегии фирмы рассматриваются уже пять секторов: население, клиенты федерального уровня, средний и малый бизнес (СМБ), операторы и международный рынок, т. е. предполагается диверсификация бизнеса и более четкая его сегментация. В частности, оператор рассчитывает повысить свою долю на розничном рынке МГ/МН-услуг (примерно до 60%) и выйти на рынок широкополосного доступа (ШПД) в целевых регионах и городах, включая использование технологий ЕТТН и беспроводного ШПД (ожидается достижение 15%-ной доли рынка ШПД в 35 крупнейших городах страны).

В сегменте “операторы” ставится задача сохранения лидирующих позиций фирмы на российском оптовом рынке связи и активное развитие услуг передачи данных, в том числе за счет присоединения компании “РТКомм.ру”. Ожидается реализация новых партнерских бизнес-моделей (например, Virtual Network Enabler, см. href="http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=114859">www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=114859) с региональными операторами в целях совместного создания услуг с добавленной стоимостью.

Будет проводиться коррекция ценообразования с целью привлечения дополнительного трафика на рынке МН-транзита, оптимизация ИТ-систем для оперативного мониторинга доходов и расходов по МН-трафику, внедрение гибкого ценообразования на аренду каналов. Все это должно привести к увеличению доли компании на этом рынке к 2013 г. до 41%.

В сегменте “клиенты федерального уровня” предполагается предоставление комплекса услуг с участием межрегиональных компаний (МРК) для крупных ведомственных и корпоративных структур и участие в государственных проектах. “Ростелеком” обозначил себя как базового оператора для органов государственной власти и реализации национальных проектов в области телекоммуникаций, т. е. фактически впервые “осмелился” сформулировать то, что давно существует на самом деле.

Намечено развитие инфраструктуры доступа путем строительства или покупки операторов, участие в модернизации инфраструктуры ведомственных и корпоративных систем связи, органов госуправления, оптимизация продуктовой линейки с добавлением таких возможностей, как хостинг, коллокейшн и т. д. В результате к 2013 г. предполагается увеличение доли “Ростелекома” на рынке услуг доступа в Интернет и передачи данных для клиентов федерального уровня до 15%.

Для привлечения интереса предприятий СМБ фирма будет расширять продуктовый портфель и развивать партнерские схемы продаж. Стратегия ориентирована на усиление позиций на рынке Москвы, создание пакетных предложений совместно с МРК, расширение перечня оказываемых услуг, развитие сетей доступа.

Есть намерение активизации оптовой и розничной стратегий на международном рынке. Оптовая модель ориентируется на транзит голосового трафика и данных, а также на аренду канальной емкости крупными российскими и зарубежными операторами связи. А вот розничная модель для “Ростелекома” в новинку: национальный оператор наконец разглядел для себя неплохие возможности в обслуживании корпоративных структур. Для массового сегмента и корпоративных клиентов фирма должна обеспечить услуги фиксированной связи, доступа в Интернет и передачи данных, мобильной связи, ИСС, дата-центров, операторских центров и т. д.

Здесь фокус — в выходе на наиболее динамичные рынки с эффектом синергии по бизнесу в России. Как пояснил г-н Солодухин: “Есть предпосылки успешного развития бизнеса в странах СНГ. Локальные рынки СНГ являются быстрорастущими. Велик спрос на транзит каналов Европа — Азия”. Проходить это будет в два этапа: сначала -- экспансия в СНГ, Китай, Индию и Японию, затем освоение рынков Европы, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Большое место здесь отводится действиям по М&A.

По результатам внедрения стратегии консолидируемая выручка “Ростелекома” должна вырасти с 64,6 млрд. руб. в 2007 г. до 160, 8 млрд. в 2013-м. Капитальные затраты за период 2009—2013 гг. должны составить 35,6 млрд. руб. Расходы на M&A оцениваются в пределах 8—46 млрд. руб. Однако эти цифры могут быть пересмотрены. “На 2009 г. компания составила программу развития в условиях кризиса, но если и в дальнейшем мы будем терять выручку, то соответственно будут уменьшены и расходы”, — сообщил г-н Солодухин.

“«Ростелекому» безусловно необходимо диверсифицировать бизнес, поскольку рынок дальней связи стал конкурентным и в отсутствие монополии компания неизбежно будет терять свою долю, — считает аналитик из “Коминфо Консалтинга” Наталья Короткова. — Необходимо наращивать и маркетинговую активность, причем, возможно, стоит даже рассмотреть вопрос ребрендинга из-за сильных изменений в конкурентной среде и трансформации самой фирмы. Давно назрела и необходимость технической модернизации, потому что инфраструктура оператора требует обновления. Заслуживает поддержки экспансия на зарубежные рынки связи, так как у “Ростелекома” есть на это ресурс и он будет конкурентен”.

Стоит отметить, что аналогичные стратегии прорабатываются сейчас и в МРК. В конце ноября на их основе и с учетом документа “Ростелекома” будет создана концепция развития “Связьинвеста”. Она будет представлена новому руководству в первом квартале будущего года. Между тем в холдинге активно рассматривают и различные варианты реформирования предприятия, в том числе и слияние МРК с “Ростелекомом”. Правительство вполне может одобрить один из таких проектов, и тогда не исключено, что в итоге придется разрабатывать совсем новую концепцию.

Версия для печати (без изображений)