Согласно исследованиям компании Illuminas Global, проводившимся в 2007—2008 гг. в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге, около 80% российских граждан, считают, что доступ в Интернет улучшает их жизнь. Большинство отечественных компаний (более 80%) тоже высоко оценивают возможности Интернета, прежде всего как средства эффективного взаимодействия с клиентами, партнерами, как мощный и недорогой инструмент маркетинга (в том числе и международного).

Как постоянные, так и случайные пользователи Интернета в России убеждены, что самый удобный вариант выхода в Сеть — через домашний компьютер. Мобильный телефон наше население в своей массе считает неспособным удовлетворить потребности в подключении. Возможности, предоставляемые для выхода в Интернет на работе (или в школе), почти втрое менее популярны, чем домашний ПК, а доступ в общественных местах ввиду его малой распространенности можно считать находящимся в стадии формирования.

До сих пор многие считают главным препятствием использования потенциала Интернета в полном объеме отсутствие возможности подключения — 32% опрошенных граждан и 10% корпоративных респондентов. Немало и тех, кому в этом мешает отсутствие знаний и навыков. Среди индивидуальных пользователей таких 27%, а среди корпоративных респондентов 17%. Чаще всего на это жалуются малообразованные люди и представители старшего поколения.

Результаты опроса свидетельствуют о явной неудовлетворенности спроса граждан на интернет-услуги (в том числе платные), такие как образовательные и медицинские сервисы. Среди этих услуг и те, которые, казалось бы, должны быть реализованы в ходе выполнения федеральных и муниципальных электронных программ. Получается, что пока ни государство, ни муниципальные власти не оправдывают ожиданий граждан в этой области — население нуждается в более активном участии властных структур в продвижении и популяризации Интернета. Большая часть предприятий (более 70%) и граждан (свыше 80%) считают, что государство должно упростить доступ в Интернет, прилагать больше усилий по развитию инфраструктуры Сети.

В опросе компании Illuminas Global участвовали 1503 гражданина и 301 компания из РФ.

Таблица 1. Онлайновые услуги для граждан РФ: реальное потребление и потенциальный спрос

Услуга Реальное потребление,% Потенциальный спрос,%

Информация/новости

38

71

Покупка и продажа товаров и услуг

16

46

Интернет-банкинг

7

40

Услуги по трудоустройству

19

58

Услуги по здравоохранению

10

51

Образовательные услуги

18

47

Правительственные услуги

8

45

Источник: Illuminas Global, 2007—08 гг.

Версия для печати