Выступая на конференции “Технологии информационного общества” в Московском техническом университете связи и информатики (МТУСИ), посвященной 150-летию со дня рождения А. С. Попова, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев назвал изобретателя радио классическим русским гением, все усилия которого направлены на решение задачи ради научной и общественной пользы, а не собственной выгоды.

Глава Минкомсвязи привел формулу успеха А. С. Попова: “Мотивация к постоянному повышению уровня образования; ориентация на практическую общественную пользу, а не на личную выгоду; ответственное отношение к своему здоровью (как физическому, так и духовному) как к ресурсу, который надо разумно использовать на благо семьи, профессионального сообщества, Отечества; труд на благо Родины; социально ответственная жизненная позиция”. По словам Игоря Щёголева, эту формулу сегодня необходимо использовать для формирования позитивного образа русского ученого, изобретателя, техника, инженера. “Талантливые люди — это, пожалуй, единственный путь к постиндустриальному, информационному обществу”, — считает министр.

Безусловно, в эпоху дикого капитализма совсем не вредно напоминать о моральных принципах ведения бизнеса и достойном образе жизни. А Александр Степанович Попов является идеальным примером беззаветного служения науке и Отчизне. Вот только в какой мере жизненная “формула Попова” работает в 21-м веке? И поверят ли в неё “потенциальные Поповы” — нынешняя молодежь, которая хочет связать свою судьбу с телекоммуникационной отраслью?

Выступивший на том же пленарном заседании научно-технической конференции МТУСИ Василий Борисов, руководитель Воронежского научно-исследовательского института связи (ВНИИС), входящего в концерн “Созвездие”, нарисовал достаточно пессимистическую картину развития подотрасли.

Отметим, что в рамках “Созвездия” (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=109105) несколько лет назад объединили более десятка предприятий, ориентированных на производство средств радиосвязи. Фактически, спустя 15 лет после развала Советского Союза, в рамках данного холдинга на базе сохранившихся заводов и НИИ удалось частично воссоздать ту научно-производственную кооперацию, которая существовала в рамках 4ГУ Минпромсвязи СССР. Эти предприятия оборонно-промышленного комплекса сегодня выпускают средства профессиональной и военной радиосвязи с выходной мощностью от 100 мВт до десятков кВт.

До конца 80-х годов прошлого столетия советский телекоммуникационный рынок регулировался государством, и его основу составляло отечественное оборудование связи. По словам Борисова, в ту пору в стране выпускалось порядка 300 тыс. профессиональных радиостанций (РСТ) в год, в том числе 85 тыс. военных. В начале 90-х годов началось стремительное наполнение рынка иностранной техникой и отечественным предприятиям пришлось не только потесниться, но и начать подстраиваться под зарубежные стандарты.

“Мы только сумели приблизиться по ценам к американскому оборудованию, как появилась значительно более дешевая китайская продукция, конкурировать с которой значительно труднее”, — признал Василий Борисов. Для успеха на новом витке конкуренции нужно создать и организовать массовый выпуск отечественных перепрограммируемых СБИС для аппаратуры радиосвязи на основе современных технологий, считает он.

В сегменте радиосвязи на отечественном рынке сегодня присутствует 28 различных платформ (в советские времена была внедрена единая платформа для профессиональной радиосвязи и военных РСТ тактического звена управления). Не понятно, говорит Борисов, зачем в стране нужно столько разнородной техники, которая плохо стыкуется между собой, создает взаимные помехи и т. д.

За последние годы отечественные производители потеряли большую часть рынка радиосвязи. “95% рынка радиосвязи приходится на сотовую связь, но нашего оборудования там нет, — отметил Борисов. — Нами разработаны радиостанции шестого поколения, но они пока выпускаются в небольших количествах”. Впрочем, по словам руководителя ВНИИС, созданные средства достаточно конкурентоспособны, причем за рубеж военной техники связи продается даже больше, чем у себя в стране. В прошлом году туда отправлено РСТ примерно на 40 млн. долл., уточнил он.

Сейчас со стороны Министерства промышленности и торговли РФ прозвучала “ориентировка” для отечественных предприятий, которые должны занять к 2015 г. нишу по сотовой связи четвертого поколения (4G): по мобильным телефонам на 15—20%, по сетевому оборудованию на 45—55%. Вот только удастся ли? Ведь пока кроме патриотической риторики никаких серьезных шагов по регулированию отечественного телекоммуникационного рынка и поддержке национальных производителей не делается. Скорее всего и через пять лет отечественная промышленность средств связи по-прежнему будет оставаться на обочине научно-технического прогресса и довольствоваться выпуском нишевых продуктов.

Версия для печати