Беспроводные сети на предприятиях готовы к работе. И эта работа не всегда связана с электронной почтой, мгновенными сообщениями и другими необходимыми функциями вашего iPhone или устройства с ОС Android.

Нет, это вся работа, которая делается на предприятии: если на предприятии имеются устройства беспроводной связи, то их с равным успехом можно обнаружить и на платформе с песком, застрявшей в каком-нибудь темном углу хозяйственного двора, и в кабине автопогрузчика, и в сверкающем офисе на верхних этажах.

Поэтому появление новых приложений для iPhone не привлекает большого внимания в мире беспроводных сетей и мобильных компьютеров. А вот тот факт, что беспроводные коммуникации достигли такого уровня развития, когда ИТ-менеджеры предприятий могут использовать их для быстрого и надежного обмена информацией как в помещениях, так и на открытом пространстве, вот это действительно имеет огромное значение. Благодаря этому обстоятельству распространение таких стандартов как 802.11n, 3G и 4G гораздо важнее, чем возможность загрузить телешоу на смартфон.

С точки зрения ИТ-менеджеров предприятий, важно, чтобы беспроводные сети использовались для достижения целей бизнеса. Это означает, например, что работники склада получают по беспроводной связи задание подобрать материалы, а транспортный отдел координирует распределение грузов между фурами. Но результат может заключаться и в том, что отдел продаж получит доступ к самой актуальной информации о складских запасах и ценах, а разъездные ремонтные бригады — к справочной информации.

Предприятия, которые с самого начала планируют использовать беспроводную связь или адаптироваться к беспроводной инфраструктуре, получат такие преимущества, как подлинная гибкость и мобильность. А те компании, которые не имеют четкого плана и позволяют беспроводным сетям развиваться стихийно, вынуждены будут в конечном итоге расплачиваться за это снижением гибкости, более высокими издержками и пониженной конкурентоспособностью.

Корпоративная стратегия

Когда предприятие берет на вооружение беспроводную технологию, это не означает, что достаточно раздать менеджерам сотовые телефоны. К этому вопросу надо подходить как к корпоративной стратегии, напоминающей подход Hearst Publishing к строительству своей новой штаб-квартиры на Манхэттене. Hearst создавала новый офис, а не производственное помещение с беспроводной связью. Но корпорация решила обеспечить своему наиболее ценному активу, своим журналистам, возможность пользоваться сетью Wi-Fi и сотовыми телефонами в любой точке.

Джо Мелфи, помощник директора компании D-Link по маркетингу бизнес-решений, считает, что важнейшей беспроводной корпоративной технологией является Wi-Fi. “Ратификация стандарта 802.11n стала крупным событием. Компании будут тратить деньги, чтобы перейти на этот стандарт, — сказал Мелфи. — Он обеспечивает расширенную зону покрытия для каждой точки доступа. Вы получаете повышенную пропускную способность и более быстрый трафик, и это не приведет к перегрузке вашей сети”.

По словам Мелфи, главной особенностью 802.11n, делающей его идеальным для предприятия, является технология MIMO (multiple input, multiple output). “Данная технология менее чувствительна к шумам, — пояснил он, — и у вас появляется больше шансов успешно устанавливать и поддерживать соединение. Вы получаете двухдиапазонную технологию. Так что в случае возрастания уровня шумов в одном диапазоне вы можете переключиться на другой. У вас также есть возможность снизить скорость обмена и вновь выйти в эфир”.

Мелфи утверждает, что технология MIMO является истинной причиной неожиданного роста популярности Wi-Fi на предприятиях. “Теперь всё переводится на 802.11n, — отметил он. — Сканеры штрихкода и складские системы начинают использовать 802.11n. Когда грузовик прибывает на склад, водителю достаточно ввести свой номер в беспроводное устройство, как сразу начинается погрузка”.

Имеется много корпоративных приложений, позволяющих воспользоваться этими возможностями. Но Харприт Чадха, старший директор по управлению продуктами компании Extreme Networks, уже выделяет некоторые из них. “Я поражен количеством поступающего на предприятия видео для организации совместной работы, дистанционного обучения, распространения обращений генерального директора, — сказал Чадха. — Вам нужно расширить полосу пропускания для уже имеющихся подключений”.

Чадха заметил, что благодаря возросшей надежности и увеличенной полосе пропускания беспроводные сети очень хорошо подходят для некоторых приложений, которые традиционно использовали проводную инфраструктуру: “Следует ожидать, что консоль, с помощью которой вы следите за состоянием базы данных, будет работать через беспроводное соединение”.

Беспроводная технология находит и другие области применения. “Компании применяют Wi-Fi и радиометки (RFID) при проведении инвентаризации и управлении складами”, — сказал Чадха. Хотя обе эти технологии, считает он, уже не первый год используются в складском хозяйстве, возросшие скорость и надежность коммуникаций делают их скорее нормой, чем исключением. Он напомнил также о применении их в новых целях, например для определения местонахождения людей.

Чадха рассчитывает на дальнейший прогресс по мере интеграции проводных и беспроводных сетей. Сейчас для них все еще используются различные средства обеспечения безопасности и управления, сказал он, но в ближайшем будущем можно надеяться на появление интегрированного подхода: “При взаимной увязке сетей все эти операции можно производить с помощью коммутатора доступа. После этого можно задуматься над передачей важнейших приложений пользователям, подключенным по проводным и беспроводным сетям”.

Надежная и гибкая технология

Хотя беспроводные сети существуют уже несколько лет, лишь формальная ратификация стандарта 802.11n заставила корпоративных пользователей обратить на них внимание. Новый стандарт описывает технологию, отличающуюся надежностью и гибкостью.

Кроме того, он допускает использование подлинно портативных устройств. А это, в свою очередь, означает, что открывается перспектива появления таких устройств корпоративного класса. Тем временем продолжающийся рост беспроводных сетей 3G и 4G привел к тому, что и за пределами офиса можно устанавливать соединения, отвечающие требованиям корпоративных коммуникаций.

“Принципиальная цель заключается в том, чтобы обеспечить находящимся вне офиса людям доступ к той же информации и тем же возможностям, который предоставляется внутри офиса, — сказал Крейг Матиас, главный аналитик из консультативной фирмы Farpoint Group. — Существует мнение, будто за пределами офиса сотрудникам не нужно все то, чем располагают их коллеги на своих рабочих местах, но это неверно. У нас впервые появилась возможность реплицировать функции ИТ и предоставлять их вне офиса”.

К сожалению, некоторые операторы сотовой связи мешают развитию корпоративных беспроводных сетей. Например, AT&T перестал предлагать неограниченный объем передачи данных ввиду возросшего спроса на полосу пропускания в результате появления Apple iPad и iPhone.

Матиас считает, что для корпоративных пользователей здесь кроется настоящая проблема: “Пользователи не имеют представления, как управлять объемами данных. Было бы несправедливо заставлять их платить в зависимости от объема, поскольку он заранее не известен”.

По мнению Матиаса, генеральное направление развития корпоративных беспроводных сетей связано с сетями Wi-Fi и 4G, когда последние станут широко доступны. “Никакая другая технология не может сравниться с ними по своим возможностям и размерам зоны покрытия, — подчеркнул Матиас. — Wi-Fi будет играть стратегическую роль в зонах с высокой плотностью радиосигналов. Возможно, то будут сети, целиком построенные на протоколе IP. С переходом на LTE (Long Term Evolution) и WiMAX мы получим шанс полностью перевести трафик на IP. Оператор сети будет динамически разделять весь этот трафик”.

Эта идея гибкого покрытия послужила обоснованием для разработки планшета Cisco Cius, который может работать с корпоративными приложениями. Cius, как заявил Барри О’Саливан, старший вице-президент группы Cisco Voice Technology Group, представляет собой устройство для передачи и просмотра видео, предназначенное для сетей 11n и 3G. “Основными пользователями станут мобильные представители бизнеса, которые много перемещаются внутри зданий или между зданиями”, — сказал он.

О’Саливан пояснил, что Cisco создавала Cius для работы в сетях 4G LTE, когда они станут доступны. Он считает, что это устройство будет особенно полезно в сфере финансовых услуг и в государственном секторе. У него прочный корпус, позволяющий использовать его в складских и производственных помещениях.

“Фокус в том, что все компании имеют доступ к одной и той же информации, — сказал Матиас из Farpoint Group. — Коль все пользуются одними и теми же материалами, то единственное различие заключается в том, как быстро вы можете передать их людям, принимающим решения, и как быстро эти решения будут доведены до исполнителей. Во сколько вы оцените опережение ваших конкурентов по времени?”. Правильный ответ — это может стоить очень дорого.

Чтобы проиллюстрировать, какие преимущества может дать хорошо спроектированная корпоративная система беспроводной связи, Матиас привел вымышленный пример со страховым агентом: “Представьте, что вы являетесь страховым агентом и сидите в офисе вашего клиента, который хочет внести изменения в договор. Вы делаете заметки и обещаете прислать ему новые цифровые данные. А теперь вообразите, что вы — современный страховой агент и у вас есть приложение, которое сразу выдает эти цифры. Какой агент сумеет заключить сделку? Ничто не раздражает клиента так сильно, как необходимость ждать ответа”.

В конечном счете, именно это и призвано обеспечить беспроводное предприятие. Ваша компания не должна ждать, пока что-то произойдет. Пока будет рассчитана новая страховка, пока крановщик получит перечень грузов, пока прибудут работники склада. Время в бизнесе — это всё, а выигрыш во времени — достаточно веская причина, чтобы предприятия начали проникаться теплыми чувствами к беспроводной связи.

Новый подход к беспроводным сетям

Беспроводные коммуникации давно уже используются в бизнесе, но серьезные предприятия всегда применяли их в качестве вспомогательных, будь то Wi-Fi или передача данных по сотовой связи. Сейчас положение начинает меняться. Ратификация стандарта 802.11n и появление высокоскоростных сотовых сетей передачи данных наконец-то позволяют компаниям сделать беспроводную связь одним из основных видов коммуникаций. На то имеется несколько причин:

  • ратификация стандарта 802.11n дает предприятиям уверенность, что их инвестиции в инфраструктуру не обесценятся и будут приносить пользу;
  • надежные коммуникации типа Wi-Fi означают, что важнейшие приложения, обеспечивающие управление и безопасность, будут работать в беспроводных сетях точно так же, как в проводных;
  • стандарт 802.11n позволяет сотрудникам свободно передвигаться внутри здания, поддерживая между собой устойчивую высокоскоростную связь;
  • появление коммуникаций типа 4G дает корпоративным пользователям надежду, что устойчивой и высокоскоростной связью можно будет пользоваться и вне помещений;
  • компании начинают подбирать приложения и другие продукты, которые предназначены исключительно для бизнеса, а не являются слегка доработанными вариантами товаров массового спроса.

Безусловно, чтобы предприятия стали вкладывать средства в беспроводную инфраструктуру и пользовательские устройства, они должны быть уверены, что это будет отвечать реальным потребностям бизнеса и что инвестиции в данную технологию осуществляются на достаточно долгий срок, который позволит им окупиться. Поскольку сейчас начинают появляться высокоскоростные и очень надежные беспроводные сети, это может служить основанием для такой уверенности.

Версия для печати (без изображений)