Виртуализацию ИТ-ресурсов сегодня можно считать неотъемлемой частью процесса модернизации ИТ-инфраструктуры предприятия с целью повышения ее эффективности (в самых разных аспектах), а также подготовки перехода к частному облаку, если таковой планируется в перспективе. Об этом свидетельствуют и оценки Gartner, согласно которым в 2011-м уже более 40% рабочей нагрузки серверов реализовывалось на виртуальных машинах. В 2015-м этот показатель, по прогнозу данной аналитической компании, достигнет 75%. Один из главных вопросов, стоящих перед теми, кто включается в этот процесс, состоит в том, на чьи технологии делать ставку. Если два-три года назад альтернативы решениям VMware, признанного лидера на рынке средств виртуализации, практически не было, то сегодня в группу лидеров подтянулись Microsoft и Citrix, чьи решения также обладают рядом немаловажных достоинств.

В частности, ключевым фактором, говорящим в пользу виртуализационных решений Microsoft, та же Gartner считает их невысокую стоимость при том, что объективно функциональные возможности продуктов Hyper-V и System Center Virtual Machine Manager (SCVMM), как правило, вполне удовлетворяют реальные потребности компаний, в том числе и территориально распределенных. Компания “Базел Аэро”, управляющая аэропортами в Сочи, Краснодаре, Геленджике, Анапе и Ейске, убедилась в этом на собственном опыте.

От VMware к Microsoft

Для компании, которая управляет крупными транспортными узлами, передовые информационные технологии — важный инструмент управления ресурсами и повышения качества обслуживания пассажиров. Понимая это, в “Базел Аэро” стремятся внедрять новейшие ИТ-решения — современные инструменты для самообслуживания пассажиров и обеспечения безопасности полетов, а также различные интегрированные базы данных и бизнес-приложения, повышающие эффективность и прозрачность операций. Для стабильной работы аэропорта важно, чтобы все эти системы и сервисы функционировали безотказно: только при таком условии можно сохранять доверие клиентов и партнеров, улучшать обслуживание, сокращать сроки работ и обеспечивать приемлемую величину расходов.

Международный аэропорт Сочи входит в десятку крупнейших аэропортов России и занимает седьмое место по пассажиропотоку. В плане его реконструкции, призванной обеспечить наилучшее обслуживание участников и гостей Олимпийских игр 2014 г., была предусмотрена масштабная модернизация ИТ-инфраструктуры. Архитектура комплексного решения, разработанного сторонним подрядчиком, охватывала как прикладные системы, так и базовую инфраструктуру. Одним из этапов реформы стало внедрение технологий виртуализации на платформе VMware для консолидации серверных ресурсов и повышения надежности функционирования сервисов и приложений. Имеющиеся серверы виртуализации были объединены в отказоустойчивый кластер под управлением VMWare vShpere, и еще на нескольких установлен VMware ESXi.

Однако в 2010 г. “Базэл Аэро” приняла единую стратегию развития ИТ для всех пяти аэропортов. Перспективный план предусматривал создание более прозрачной, надежной, управляемой и масштабируемой ИТ-инфраструктуры и ее максимальную унификацию с целью сокращения трудозатрат на внедрение и сопровождение систем и сервисов. Для реализации этой стратегии было решено не продлевать ежегодный договор с VMware и перейти на использование технологии виртуализации Microsoft Hyper-V — к тому времени вышла уже вторая версия гипервизора с расширенным функционалом. Предварительное тестирование показало, что Hyper-V более удобен и прост в настройке. К тому же платформа Windows Server широко распространена и для ее сопровождения не требуется дополнительное обучение: квалифицированные ИТ-специалисты, работающие в аэропортах “Базэл Аэро”, успешно справляются с внедрением и поддержкой системы. Важным аргументом в пользу Microsoft послужило и то, что компания предлагает интегрированный пакет продуктов System Center, который позволяет создать единый мощный пункт управления как виртуальной, так и физической инфраструктурой. Кроме того, включив лицензии на эти продукты Microsoft в соглашение Software Assurance, заказчик бесплатно получает новые версии с усовершенствованными возможностями.

“Мы понимали, что отказ от уже внедренного решения и переход на новую платформу виртуализации будет связан с определенными расходами, — поясняет Тимофей Савченко, ведущий инженер-программист, системный администратор ОАО “Международный аэропорт Краснодар”. — Но выгоды от упрощения и унификации всей ИТ-инфраструктуры на единой платформе Microsoft были весьма значительны. Мы создавали задел на будущее, закладывали основу для удобного и эффективного управления ИТ-ресурсами сразу нескольких аэропортов с учетом их дальнейшего развития и масштабирования”.

Внедрение Hyper-V и продуктов System Center в сочинском аэропорту

Виртуализация на платформе Microsoft внедрялась в аэропорту г. Сочи поэтапно. Сначала роль Hyper-V была активирована на серверах, объединенных в кластер и подключенных к общей системе хранения данных. С помощью механизмов Physical-to-Virtual (P2V) на виртуальные машины под управлением Hyper-V постепенно переносились все системы и сервисы. “Понимая, насколько важен для аэропорта проект, закладывающий базу для функционирования всех прикладных ИТ-решений, мы выполняли внедрение без спешки: после переноса в новую виртуальную среду очередной системы корректность ее работы проверялась в течение двух недель и одновременно подбирались оптимальные настройки виртуальных машин, — рассказывает Тимофей Савченко. — За два с половиной месяца на платформу Hyper-V были переведены корпоративная почта, каталог Active Directory, интернет-сервер, несколько приложений “1С:Предприятие”, отдельные модули ERP-системы”. Для управления виртуализацией используется System Center Virtual Machine Manager (SC VMM) 2008 R2 SP1; резервное копирование ведется средствами System Center Data Protection Manager (SC DPM) 2010. Практически завершено внедрение System Center Operations Manager (SCOM), который позволяет более полно контролировать режим работы физических и виртуальных серверов.

Преимущества и перспективы

Реализованная в Hyper-V, включенном в Windows Server 2008 R2, технология Cluster Shared Volumes (CSV) позволила объединить задействованные в рамках серверного кластера ресурсы хранения в единое дисковое пространство, а благодаря средствам Live Migration виртуальные машины можно перемещать внутри кластера с одного физического сервера на другой, при этом работа запущенных на них сервисов не прерывается; таким образом, высокая производительность обеспечивается путем динамического перераспределения нагрузки, а отказоустойчивость поддерживается даже при выходе из строя одного из физических серверов. Кроме того, администраторы получили возможность ежемесячно проводить плановые работы по техобслуживанию серверов, не создавая проблем для пользователей, — на этот период все запущенные приложения и сервисы вместе со своими виртуальными машинами переводятся на другие серверы.

SC VMM предоставляет единый центр управления всеми физическими и виртуальными серверами, в том числе и не объединенными в кластер. SC DPM позволяет создавать копии работающих виртуальных машин, которые могут быть использованы для их восстановления в случае сбоев. Благодаря эффективности, простоте и удобству продуктов System Center управлением и развитием физической и виртуальной среды аэропорта Сочи занимаются всего два ИТ-администратора.

“В результате перехода с VMware на Hyper-V затраты на лицензирование продуктов для виртуализации сократились примерно на 40%, — констатирует Тимофей Савченко. — Теперь нам не приходится ежегодно оплачивать техническую поддержку, а новые версии продуктов, включенных в соглашение Software Assurance, поставляются бесплатно. ИТ-специалисты отмечают удобство администрирования Windows Server, а при необходимости на все интересующие вопросы можно оперативно получить ответ в технической сети Microsoft TechNet. По завершении внедрения SCOM мы сможем вести мониторинг текущего состояния всей ИТ-инфраструктуры, в связи с чем ожидаем заметного сокращения расходов на администрирование”.

Унификация ИТ-инфраструктуры во всех пяти аэропортах, находящихся под управлением “Базэл Аэро”, как ожидают в компании, обеспечит взаимозаменяемость ее ИТ-специалистов — каждый из них сможет выполнить любую задачу по сопровождению развернутых систем, в том числе дистанционно. В результате уменьшатся трудозатраты на сопровождение систем, и даже при увеличении общего числа серверов штат ИТ-подразделения скорее всего расширять не придется.

Теперь в “Базел Аэро” намерены модернизировать международный аэропорт Краснодара, который должен стать важнейшим авиационным центром юга России, обслуживающим полеты по туристическим направлениям.

Василий Маланин, менеджер по продуктам для ЦОД Microsoft в России, отметил, что сегодня виртуализация стала привычной технологией, и все чаще мы видим, что выбор платформы виртуализации производится в соответствии с четкими прагматическими соображениями — стоимость приобретения, экономический эффект от внедрения, стоимость эксплуатации и поддержки. При таком рациональном подходе виртуализация Microsoft является наиболее привлекательной на рынке, особенно учитывая мощные интегрированные системы управления, которые позволяют контролировать как физическую инфраструктуру, так и виртуализацию, приложения и ПК. “Скоро мы ожидаем новые версии системы управления System Center 2012 и гипервизора Hyper-V 3.0, которые позволят значительно упростить использование облачных технологий, сделав их такими же привычными, как виртуализация сегодня”, — добавил он.

СПЕЦПРОЕКТ

Другие спецпроекты

Версия для печати