Один из глобальных и давних трендов ИТ — постоянное смещение акцентов в создании и поддержке корпоративных информационных систем в сторону вопросов управления ими. При этом можно выделить два направления развития ситуации в этой сфере. Первое — переход от управления отдельными компонентами и слоями ИТ-систем (аппаратная инфраструктура, операционные системы, приложения, техническая поддержка) к комплексным решениям. Второе — решение проблемы повышения связи ИТ с бизнес-задачами предприятия, одним из ключевых моментов которой является переход к сервисной модели отношений между бизнесом и ИТ-службами.

Все эти тренды реализуются на фоне постоянного развития самих ИТ, что выражается в четко видимой в последнее десятилетие тенденции перехода от статических ИТ-инфраструктур к динамическим, называемым сегодня “облачными”. Реализация же облачных инфраструктур, ключевой технологией создания которых является виртуализация, в свою очередь требует существенного пересмотра подходов к ИТ-управлению как в техническом плане, так и в организационном.

И еще один важный момент — участие в борьбе за рынок средств ИТ-управления довольно широкого спектра вендоров, среди которых, наверное, можно выделись три основные группы компаний: поставщиков базовых программных платформ (причем сегодня это не столько уже операционные системы, сколько системы виртуализации, в первую очередь, Microsoft, VMware, Citrix), производителей оборудования (HP, IBM) и специализированных разработчиков (например, CA). Каждый из этих игроков имеет специфическую стратегию действий, определяемую во многом характером и историей развития своего бизнеса.

Именно в контексте всех этих трендов и тенденций нужно оценивать уже совсем недалекий выход System Center 2012 — новой версии набора средств ИТ-управления Microsoft. В середине января корпорация объявила о выпуске его релиз-кандидата, который можно скачивать и использовать уже сейчас бесплатно, а продажи финального варианта продукта должны начаться в текущем полугодии.

Впервые название System Center прозвучало в конце 2003 г., когда Microsoft объявила о намерении начать освоение нового для себя направления управления ИТ-ресурсов. Хотя, конечно, дело стартовало не с нуля — к тому моменту компания уже имела хорошо известный на рынке инструмент System Management Server (который позднее был переименован в Configuration Manager) и набиравший популярность Microsoft Operations Manager. С 2005 г. на рынке стали появляться новые члены этого программного семейства, выпускались новые версии уже существовавших продуктов, развитие данного направления в целом шло по пути постоянного расширения состава решаемых задач управления, усиления функциональности отдельных инструментов и повышения уровня их интеграции.

Основные новшества

В релиз-кандидат System Center 2012 включено восемь инструментов, в том числе два новых, остальные — модернизированные варианты ранее существовавших (см. врезку). Но самое главное заключается даже не в расширении функциональности данного набора, а в качественном изменении его общей структуры и позиционирования на рынке. System Center до последнего времени — это всего лишь торговая марка семейства продуктов одного направления, но все же отдельных. Каждый из них развивался по своему графику, имел собственные номера версий. Например, существующие версии продуктов имеют номера 2007, 2008, 2010, а общего номера у семейства в целом не было.

Теперь же выпуск и обновление всех средств System Center синхронизирован по времени. Более того, эти средства, как отдельные продукты просто перестали существовать — они являются компонентами единого интегрированного решения (по отдельности эти инструменты теперь продаваться не будут). Это нашло отражение в официальных названиях инструментов, например, раньше был System Center Configuration Manager 2007, теперь — System Center 2012 Configuration Manager.

Сам набор System Center 2012 будет доступен заказчикам в виде двух вариантов — Standard Edition и Datacenter Edition. Соответственно претерпела изменение система ценообразования и лицензирования продукта. В целом издания Standard и Datacenter в функциональном плане совершенно идентичны, но первый ориентирован на управление традиционной статической ИТ-инфраструктурой, а второй — динамической, облачной. Это видно по используемой схеме лицензирования: из публикаций в блоге Microsoft следует, что Standard Edition стоит 1323 долл. на 2-процессорный сервер и дает возможность управления до двух операционных сред (двух виртуальных машин), а Datacenter Edition — 3615 долл. на 2-процессорный сервер без каких-либо ограничений на количество управляемых операционных сред. При этом теперь не нужно приобретать отдельные лицензии на консоли управления System Center.

Лицензии на управление клиентскими устройствами (мобильными и настольными) также доступны в виде нескольких пакетов по цене от 22 до 121 долл. При этом клиентские лицензии пакета не будут привязываться к его серверным лицензиям (как это обычно бывает для ПО Microsoft).

По мнению корпоративного вице-президента подразделения Microsoft Management и Security Брэда Андерсона, который участвовал в публичной веб-презентации System Cetner 2012, новая, более простая схема лицензирования (по сравнению с конкурирующими решениям, в частности от VMware), при наличии широкой функциональности данного ПО, существенно повышает привлекательность этого продукта в глазах заказчиков.

“System Center 2012 для нас является очень важной вехой в развитии линейки управления, — констатирует менеджер по продуктам для ЦОД Microsoft в России Василий Маланин. — Фактически циклы производства различных продуктов System Center были синхронизированы, что позволило создать интегрированный, стройный продукт и получить от этого синергетический эффект. Кроме этого продукт обладает колоссальным набором инноваций в различных областях управления инфраструктурой: от смартфонов до центров обработки данных. В итоге — единая платформа, единые процессы и сквозной контроль за всеми компонентами ИТ”.

Разумеется, цена и система лицензирования — это не единственные достоинства этого ПО: продукт тесно интегрирован со всем стеком ПО корпорации и реализует весь накопленный Microsoft за многие годы опыт в области управления приложениями.

Нужно отметить еще один важный момент. При том что Microsoft всегда ориентировалась на поддержку почти исключительно собственных программных технологий, в последние годы реалии гетерогенного ИТ-мира заставляют компанию все чаще поступаться этим принципом. Это отразилось и в System Center 2012: он поддерживает три типа гипервизоров — не только Hyper-V, но также Xen и VMware. Кроме того, в качестве гостевых ОС может использоваться Linux. “Согласно телеметрическим данным Microsoft, около 20% установленных сегодня System Center Operations Manager занимаются в том числе и мониторингом гостевых Linux”, — сказал по этому поводу Брэд Андерсон. Хотя управление клиентскими устройствами возможно только из среды Windows, в System Center 2012 появились средства для работы с мобильными платформами Android, iOS и Windows Phone.

Курс на частные облака

В целом анонс релиз-кандидата System Center 2012 (впрочем, как и вся деятельность Microsoft в направлении инфраструктурного ПО за последний год) проходила под лозунгами поддержки создания частной облачной ИТ-инфраструктуры заказчиков. “С помощью System Center 2012 заказчики могут перейти от рекламных заголовков к реальному использованию возможностей частных облаков здесь и сейчас”, — именно таков был главный тезис президента подразделения Server and Tools корпорации Microsoft Сатья Надела на презентации нового продукта. Разумеется, к этим словам нужно относиться достаточно критично, но надо признать и то, что с выпуском данного программного набора Microsoft сделала серьезный шаг в расширении возможностей пользователей и в усилении своего присутствия на этом рынке.

Microsoft позиционирует свой System Center как законченное, самодостаточное решение, устанавливаемое в варианте on-premise (на площадке заказчика), с помощью которого заказчики, как крупные, так и средние (понижение планки уровня заказчиков — одна из главных характеристик решений Microsoft), могут управлять своими облачными инфраструктурами. При этом нужно еще раз подчеркнуть, что понятие “частное облако” не связано с месторасположением ИТ-инфраструктуры и тем, кто именно управляет ею. Частное облако отличается от публичного лишь тем, что создаваемый пул ИТ-ресурсов предназначен для использования одним потребителем, а не множеством клиентов. Microsoft заявила также о возможностях управления из System Center 2012 своей облачной платформой Windows Azure. О таком взаимодействии с Amazon EC2 официально не сообщается, но независимые эксперты говорят, что оно также реализуемо.

Первые российские отклики

“Для меня лично наиболее интересными являются возможности построения частного облака, — комментирует Василий Маланин. — Частное облако позволяет перейти к унифицированному представлению о том, что происходит с серверными ресурсами компании, и дает возможность в динамике перераспределять их между различными задачами в соответствии с приоритетами бизнеса. Для ИТ-специалистов будут интересны возможности автоматизации рутинных действий, которые позволяют высвободить время для решения более приоритетных задач, а также интуитивная простота в освоении новых сценариев управления. Например, процесс развертывания частного облака, начиная с пустых неинициализированных физических серверов и заканчивая полноценной автоматизированной динамической инфраструктурой с возможностью делегирования ресурсов под приложения, выполняется с помощью нескольких мастеров из единой консоли. Судя по всему, именно System Center 2012 станет фактором ускорения внедрения частных облаков, сделав их доступными и популярными. Уже сейчас мы видим положительные отклики партнеров и заказчиков, выполняются пилотные внедрения, о которых мы с удовольствием расскажем во время выпуска финальной версии продукта”.

Разумеется, серьезное изучение возможностей System Center 2012 еще впереди, но первые отклики потребителей уже имеются. “В настоящее время специалисты ЛАНИТ внимательно изучают и тестируют новую версию System Center 2012, — сказал заместитель технического директора департамента сетевой интеграции ЛАНИТ Андрей Потапов. — Продукт очень понравился. Особенно хочется отметить новый компонент для мониторинга сетевых устройств, в котором очень заинтересовано большинство заказчиков. На наш взгляд, весьма перспективным направлением развития продукта является расширение функциональных возможностей компонентов для мониторинга платформ разработки приложений .Net и J2EE. Это позволит заказчикам сократить время локализации ошибок и восстановления работоспособности критических бизнес-приложений. Появление этих компонентов также позволит создавать “модели здоровья” сложных приложений в ЦОДах”.

Состав System Center 2012

Вот какие компоненты входят в релиз-кандидат System Center 2012:

  • System Center 2012 App Controller (новый компонент) обеспечивает общее управление приложениями в режиме самообслуживания внутри публичного и частного облака, помогая пользователю создавать, конфигурировать и развертывать новые сервисы, а также управлять ими.;
  • System Center 2012 Configuration Manager позволяет управлять конфигурациями устройств и приложений, помогает пользователям работать с клиентскими устройствами и приложениям в соответствии с корпоративными нормативными требованиями.
  • System Center 2012 Data Protection Manager — унифицированное средство для централизованного резервного копирования и восстановления для Windows-серверов и клиентских приложений с использованием дисков, магнитных лент и внешних (в том числе облачных) систем хранения данных.
  • System Center 2012 Endpoint Protection обеспечивает защиту от различных угроз, являясь частью унифицированной инфраструктуры обеспечения безопасности и обеспечения соответствия нормативным требованиями.
  • System Center 2012 Operations Manager реализует глубокую диагностику приложений и мониторинг инфраструктуры, что помогает обеспечивать предсказуемую производительность и доступность приложений в рамках как частных, так и публичных облаков.
  • System Center 2012 Orchestrator (ранее назывался Opalis) обеспечивает оркестровку, интеграцию и автоматизацию ИТпроцессов путем создания сценариев (runbooks), поддерживая взаимосвязь между всеми компонентами System Center 2012.
  • System Center 2012 Service Manager обеспечивает гибкую систему поддержки и регистрации событий в режиме самообслуживания, что позволяет выполнять интеграцию людей, процессов и знаний в рамках решения задач поддержки инфраструктуры и приложений.
  • System Center 2012 Virtual Machine Manager управляет виртуальными машинами и развертыванием сервисов с поддержкой мультигипервизорной вычислительной среды.

Кроме того, в состав продукта входит System Center 2012 Unified Installer — утилита, предназначенная для установки всего пакета System Center 2012 только для целей его тестирования и оценки. Существовавшие ранее в виде отдельных приложений Mobile Device Manager и Reporting Manager вошли в состав Configuration Manager и Operations Manager соответственно.

Отметим также, что кроме полнофункционального набора System Center 2012 компания Microsoft продолжает поставки и развитие пакета System Center Essentials (сейчас версии 2010) — отдельного продукта для малого и среднего бизнеса.

Версия для печати