По данным GSA на май 2013 г., в мире насчитывалось 175 коммерческих сетей LTE в 70 странах. К концу нынешнего года прогнозируется, что в 87 странах будет развернуто 248 таких сетей.

Первая коммерческая сеть LTE в России была запущена в начале 2012 г. В конце 2012-го число абонентов LTE в стране составило порядка 850 тыс. или менее 1% от мирового показателя (около 100 млн.). При этом проникновение 4G в РФ составило не больше 0,4% от количества активных SIM-карт мобильной связи.

Как следует из результатов исследования аналитической компании J’son & Partners Consulting, рынок LTE оказался почти полностью монополизирован операторскими компаниями “Скартел” и “МегаФон”, на долю которых приходилось 99% всех подключений.

К марту 2013 г. сеть компании “Скартел” (торговая марка Yota) кроме Москвы и Санкт-Петербурга покрывала еще 93 города в 27 субъектах РФ. Кроме того, собственные сети в непарном спектре (TDD-LTE) запустили “Мобильные ТелеСистемы” (МТС) и “МегаФон” в Москве. На долю Yota пришлось 81% всех подписчиков LTE, “МегаФону” удалось подключить 18% абонентов и МТС — 1%. В основном коммерческие сети LTE сосредоточены в городах европейской части России, и всего несколько городов покрыто в Сибири и на Дальнем Востоке.

В феврале 2012 г. “МегаФон” заключил соглашение со “Скартелом” о совместном использовании инфраструктуры для развития сетей LTE. Фактически мобильный оператор выступает в качестве виртуального оператора на сети Yota Networks, которая, в свою очередь, использует существующую инфраструктуру “МегаФона”. Сотрудничество между двумя компаниями осуществляется в рамках созданного в июле 2012 г. совместного предприятия Garsdale.

В августе 2012 г. Yota объявила публичную оферту как часть открытого тендера, на котором каждому из операторов предлагалось сотрудничество по модели виртуального сетевого оператора (mobile virtual network operator, MVNO) с федеральным охватом, либо с охватом нескольких регионов. Операторы, как отмечает J'son & Partners, назвали условия предложения неприемлемыми. Они вынуждены рассчитывать на строительство собственных сетей LTE, но этот процесс займет больше времени.

Единственный оператор, за исключением “МегаФона”, которому удалось заключить MVNO-соглашение со “Скартелом” — это МТС. Однако договоренности были достигнуты между компаниями только в одном городе — Казани. 1 марта 2013 г. срок MVNO-соглашения между двумя компаниями истек, тем не менее, МТС продолжает оказывать услуги на сети Yota в режиме опытно-коммерческой эксплуатации.

В качестве ключевых сдерживающих факторов развития рынка LTE в России J’son & Partners называет следующие:

  • ограниченная конкуренция и, как следствие, высокие тарифы на LTE;
  • ограниченный ряд мобильных устройств с поддержкой LTE, высокие цены на них;
  • отсутствие механизма передачи голоса в сети LTE (VoLTE) и, как следствие, невозможность использования в “российских” частотных диапазонах доступных на мировом рынке смартфонов с поддержкой LTE;
  • проблемы, связанные с частотным спектром для LTE в условиях дефицита частот.

Абонентские устройства

По данным GSA на конец марта 2013 г., в мире было насчитывалась 821 модель абонентских устройств с поддержкой LTE от 97 производителей. При этом большая часть продуктов (474 модели) были анонсированы в прошедшем году. Основной тенденцией в сегменте оборудования LTE стала поддержка в одном устройстве различных режимов LTE (FDD и TDD) и различных частотных диапазонов.

Как отмечает J’son & Partners, в России основными абонентскими устройствами по состоянию на март 2013 г. являлись USB-модемы и Wi-Fi-роутеры; была представлена всего одна модель LTE-планшета и несколько моделей смартфонов с поддержкой “российских” частот LTE. Тем не менее, во втором полугодии 2013 г. можно ожидать значительного увеличения модельного ряда LTE-смартфонов и планшетов, доступных в России. В частности, Nokia, ZTE, Yota Devices, Samsung, Huawei и Lenovo обещают новые линейки устройств с поддержкой LTE.

Тем не менее, технология LTE не станет массовой (т. е. с проникновением не менее 10%), пока смартфоны не станут доступными по стоимости. Компания МТС, в частности, предложила всем крупнейшим вендорам стратегическое партнерство для распространения смартфонов с поддержкой российских спецификаций 4G в России. Оператор считает, что операторам было бы полезно скооперироваться и представить в правительство РФ предложение по снижению таможенных пошлин на ввоз 4G-смартфонов и другого LTE-оборудования.

Популярности LTE и абонентских устройств, поддерживающих эту технологию, будет способствовать бесшовное соединение между 3G- и 4G-сетями. В апреле 2013 г. “МегаФон” запустил технологию автоматического переключения между стандартами 4G/3G/2G в смартфонах, что позволяет использовать голосовую связь и передачу данных без перезагрузок и дополнительных настроек в устройствах.

По данным J’son & Partners, средняя стоимость смартфона в России снизилась с 455 долл. в 2009 г. до 328 долл. в 2012 г. По итогам 2012 г. доля продаж LTE-устройств в России относительно мировых продаж составила всего 0,6%, но к 2015 г. этот показатель увеличится до 2%.

По прогнозам, в 2015 г. доля смартфонов с поддержкой LTE составит 15% в общих продажах смартфонов. Объем продаж LTE-планшетов начнет набирать обороты уже в этом году, а к 2015 г. доля их реализации в общих продажах LTE-устройств в России составит 8%.

Конверсия частот и перспективы использования других диапазонов

Конверсия, скорее всего, будет проводиться не по национальному, а по региональному принципу. При этом конверсия частот в нижнем диапазоне сопряжена с большими трудностями. По мнению J’son & Partners, если расчистка спектра 800 МГц не будет проведена в ближайшие три — пять лет или не будут найдены эффективные механизмы совместного применения радиочастот коммерческими и государственными пользователями спектра, Россия серьезно отстанет от мировых темпов внедрения сетей LTE.

В ближайшие два года отсутствие конверсии не сможет повлиять на выполнение лицензионных требований. Но уже в 2015 г. вопрос дефицита частотного спектра для развития LTE может стать реальной проблемой.

В условиях дефицита частот перспективы использования других диапазонов (GSM-диапазоны 900/1800 МГц; 3,5 ГГц и др.) неопределенны. J’son & Partners оценивает вероятность принятия технологической нейтральности по GSM-диапазонам в ближайшие три года как низкую. А использование высоких частот на массовом рынке, прежде всего 3,5 ГГц, неэффективно с экономической точки зрения (главным образом, из-за высоких затрат).

По мнению J’son & Partners, для обеспечения широкого покрытия сетей LTE (особенно в районах с низкой плотностью населения) наиболее привлекателен диапазон 450 МГц. Однако эти частоты пока не выделены консорциумом 3GPP под LTE, и перспективы такого решения неопределенны (главным образом, из-за лоббирования интересов вендоров, которым невыгодно предлагать решения, обеспечивающие низкий CAPEX).

Перспективы развития LTE в России

J’son & Partners считает, что перспективы развития LTE в России будут во многом определяться соблюдением операторами “большой четверки” лицензионных требований по покрытию и минимальным инвестициям в инфраструктуру (не менее 15 млрд. долл. до конца 2019 г.), а также темпами конверсии (“расчистки” частот).

Кроме того, определенным драйвером рынка LTE в России может стать разрешение регулятора использовать под эту технологию GSM-диапазоны (прежде всего, 1800 МГц), а в более долгосрочной перспективе — диапазон 3,5 ГГц. В оптимистичном сценарии это приведет к увеличению количества игроков, усилению конкуренции, появлению новых абонентских устройств и в конечном итоге к увеличению абонентской базы LTE.

Масштабное строительство сетей LTE в России скорее всего начнется не ранее 2015 г. Это произойдет после проведения конверсии и высвобождения частот при переходе с аналогового на цифровое телевидение (т. н. “цифровой дивиденд”). По прогнозам J'son & Partners, абонентская база LTE к концу 2020 г. может достичь в оптимистичном сценарии 23 млн. пользователей, в консервативном сценарии — 14 млн., в базовом — 20 млн.

В числе претендентов на развитие LTE в России (помимо компаний “большой четверки”, которые получили частоты на конкурсе в 2012 г.), J'son & Partners называет компании “Вайнах Телеком”, ”Основа Телеком”, ГК ”Антарес”, Tele2 и СМАРТС.

В долгосрочной перспективе (более пяти лет) параллельно развертыванию сетей LTE вполне вероятно локальное подключение подсетей LTE-Advanced на территориях с высокой концентрацией трафика (бизнес и торговые центры, стадионы и прочее).

Версия для печати (без изображений)