Несколько лет назад сеть гостиниц Choice Hotels International (CHI) чувствовала себя вполне уверенно в области технологической стратегии. Расположенная в американском штате Мэриленд, эта компания, объединившая более 6300 фирм-франчайзи под одиннадцатью брендами по всему миру, называла себя первым в мире оператором гостиничного бизнеса, перешедшим на работу с облачной системой управления собственностью. К 2011 г. более 80% её серверов были виртуальными. Однако постепенно становилось все яснее, что на пути развития CHI стоит серьезное препятствие — собственный ЦОД компании.

Шумиха вокруг программно конфигурируемых ЦОДов постепенно сменяется практическими внедрениями — своим опытом перехода на такую архитектуру делится компания Choice Hotels International.

Созданный несколько десятилетий назад, этот центр площадью 140 кв. м за время своего существования превратился в переполненное, испытывающее постоянный недостаток в электроэнергии место расположения изолированных друг от друга хранилищ данных, жестко увязанных в сложную инфраструктуру. Расположен он был в городе Финикс в одном здании с региональной западной штаб-квартирой CHI, а также с группами разработчиков и администраторами.

“Пользователи точно видели, что мы находились на пределе наших возможностей, — говорит Рик Докалл, управляющий директор CHI по инфраструктурным сервисам. — Запросы обрабатывались при явно выраженном недостатке ресурсов”.

Особенно важным оказалось то обстоятельство, что компания была не в состоянии удовлетворить динамически меняющиеся потребности в вычислительных ресурсах со стороны систем резервирования номеров и управления собственностью. Именно тогда CHI начала серьезно задумываться о развертывании программно конфигурируемого ЦОДа (software-defined data center, SDDC), который мог бы обеспечить столь необходимые компании гибкость и оперативность. “Это не требует больших усилий: взять всю логическую сетевую инфраструктуру и поместить ее в программное обеспечение”, — указал Доквалл.

Программно конфигурируемые ЦОДы два года назад находились в зачаточном состоянии, а сегодня это один из самых горячих ИТ-трендов. Растущее число компаний, стремящихся к большей гибкости и скорости вычислений, доказывает, что управление ресурсами ЦОДа с помощью программных средств является именно тем путем, которым необходимо следовать. “Мы переходим к эпохе, когда наше управление будет намного более избирательным”, — считает Эрик Хансельман, главный аналитик компании 451 Research.

Пока что трудно сказать, сколько времени потребуется на такой переход, потому что оценки рынка программно конфигурируемых ЦОДов сейчас представляют собой не что иное, как гадание на кофейной гуще, говорит Хансельман. Ситуация еще больше запутывается тем, что критерии и определения разных поставщиков и исследователей рынка заметно отличаются друг от друга. Однако нет сомнений, что многие ИТ-департаменты крупных корпораций взвешивают преимущества SDDC-платформ при подготовке проектов серьезной модернизации своих ЦОДов.

Хансельман указывает, что движение в направлении SDDC отражает драматический сдвиг в способах перемещения информации в инфраструктуре корпоративных заказчиков. Схема трафика “north — west”, которая доминировала в иерархии пользователей приложений, работающих с базами данных, постепенно сменяется схемой “east — west”, характерной для современных более модульных вариантов ИТ-инфраструктуры и имеющей более высокий уровень взаимодействия между пользователями и данными.

“Прекрасный линейный поток данных начал сменяться хешированием, и данные начали перемещаться более сложными путями, — продолжает он. — В этой ситуации SDDC-технология обещает намного упростить масштабирование функций взаимного соединения между различными компьютерными сущностями”.

В поисках гибкости

Именно такой уровень гибкости компания Choice надеется получить с помощью внедрения SDDC-платформы. Однако это не простая задача.

Докалл и два участника его команды — Росс Девис, старший инженер по виртуализации, и Лу Янг, директор по разделяемым инфраструктурным сервисам, — начали в прямом смысле слова с наброска схемы проекта на салфетке, а затем стали пропагандировать свою идею акционерам, постепенно добиваясь консенсуса, необходимого для одобрения своего плана.

Затем команда Докалла начала прорабатывать варианты размещения новой инфраструктуры внутри уже существующих мощностей. Очень скоро ни пришли к заключению, что не стоит пытаться втиснуть новою инфраструктуру в свободное пространство, а лучше потратить деньги на перенос ИТ-ресурсов в новый ЦОД. “Приобретение новых генераторов не поможет нам увеличить число постояльцев в наших отелях”, — заметил Янг.

Тщательно спланировав, как должны выглядеть серверы, системы внешней памяти и сетевые компоненты, где следует расположить стойки и как будет подводиться электроэнергия, следующие несколько месяцев команда Докалла занималась запуском нового ЦОДа в эксплуатацию. В ходе этого процесса они перенесли более тысячи серверов, в том числе 850 в виртуальном формате, что снизило расходы на физический перенос оборудования. Для проведения этой операции они временно представили новый ЦОД как расширение старого, объединив их в общее пространство и организовав балансировку нагрузки между ними на время проведения миграции.

Им пришлось столкнуться с некоторыми проблемами в управлении изменениями, поскольку большинство ИТ-специалистов беспокоилось по поводу того, как будет работать ЦОД, удаленный от них на 20 км и практически безлюдный. Однако Докалл утверждает, что проект, над которым работало около 140 человек, был выполнен в запланированные сроки, остался в рамках намеченного бюджета, завершился большим успехом и принес множество позитивных результатов. Наиболее заметным из них была появившаяся возможность реагировать на быстрые изменения требований к вычислительным ресурсам.

Например, если раньше на подключение нового дистрибьютора гостиничной сети к корпоративной ИТ-инфраструктуре требовалось два-три месяца, то теперь это происходит в течение нескольких часов после получения соответствующего разрешения. Помимо этого компания больше не связана ограничениями “окаменевшей” архитектуры и способна гибко адаптироваться под сезонные изменения бизнес-требований своих франчайзи. “Имея дело с календарными колебаниями спроса, мы не хотим оказаться вынужденными устанавливать новое компьютерное оборудование, которое полностью будет использоваться четыре месяца в году, — поясняет Докалл. — Нам нужно, чтобы мы могли подключиться к облаку и затем вернуться в прежнее состояние”.

Версия для печати