В отличие от многих сегментов ИТ-рынка, где отмечается высокая динамика изменений, сегмент систем бесперебойного питания можно охарактеризовать как весьма консервативный. Хотя в значительной степени он зависит от происходящего на ИТ-рынке, технологические новации здесь носят эволюционный характер, тенденции сохраняются на протяжении длительного периода времени, а события, как правило, связаны с модернизацией вендорами продуктовых линеек. На этом фоне особое внимание привлекло объявление компании Powercom об открытии в России центра мониторинга систем защиты электропитания на базе сервисно-инжиниринговой компании «Юниваль», послужившее поводом и для того, чтобы обсудить общую ситуацию на рынке ИБП в нынешнем году. С главой представительства Powercom в России, Казахстане и Республике Беларусь Константином Ермаковым побеседовал 1-й заместитель главного редактора PC Week/RE Игорь Лапинский.

PC Week: Общая ситуация на российском ИТ-рынке пока не внушает оптимизма, что не могло не отразиться и на сегменте систем бесперебойного питания. Как вы оцениваете состояние рынка на данный момент?

Константин Ермаков: Вот уже третий квартал подряд рынок ИБП не только не растет, но даже сокращается, что подтверждают и данные аналитического агентства ITResearch. Кроме того, не только мы, но, думаю, и многие наши коллеги констатируют отсутствие значимых проектов или существенное замедление в их реализации. Эти два фактора позволяют предположить, что еще несколько ближайших кварталов будут для нас настолько неопределенными, что по воздействию на бизнес ситуацию можно оценивать как близкую к кризисной. Конечно, по сравнению с 2008 г. разница есть. Во-первых, банки работают без перебоев, что уже хорошо, а во-вторых, мы сами лучше подготовились к такому ходу событий — у нас вполне нормальная ситуация с товарными запасами, дистрибьюторы не затоварены и чувствуют себя достаточно уверенно. Тем не менее существенное замедление продаж, конечно, отражается на наших планах.

PC Week: Вы переходите к тактике удержания позиций на рынке?

К. Е.: В целом, да. План прошлого года мы выполнили, а в нынешнем году не закладываем рост. Но при этом прекрасно понимаем, что для того, чтобы остаться в прежнем объеме, нам, как и другим игрокам, придется действовать гораздо активнее, поскольку никто не готов сознательно уступить свою долю другому.

PC Week: Снижение курса рубля не стало проблемой для вас или ваших партнеров?

К. Е.: Ритейлеры отрегулировали цены соответственно ситуации. У них подобные вопросы давно решаются автоматически, тем более что речь не шла о долгосрочных больших поставках, когда нужно хеджировать валютные риски, а логистика поставок практически у всех уже хорошо оптимизирована. К тому же рынок переживает подобные ситуации не первый раз, да и изменения курса в нынешнем году в отличие, например, от 2008 г. были довольно плавными.

PC Week: Если не привязываться к сегодняшней рыночной ситуации, какие тенденции определяют происходящие на рынке ИБП изменения?

К. Е.: Рынок систем бесперебойного питания четко сегментирован по технологическому признаку — оффлайн-, линейно-интерактивные и онлайн-ИБП. И вот уже не первый год и наша статистика, и данные аналитиков показывают довольно удивительную, на первый взгляд, картину — самый большой сегмент рынка, представленный линейно-интерактивными устройствами с аппроксимированной синусоидой на выходе, сокращается. Снизу его «поддавливают» офлайн-ИБП (обычный пользователь, как правило, выбирает устройства именно этого типа), а сверху — линейно-интерактивные ИБП с чистой синусоидой на выходе и онлайн-системы. Технологии не стоят на месте, и многие решения, которые ранее были сравнительно дорогими (чистая синусоида на выходе, двойное преобразование), сейчас стремительно дешевеют, что и обусловливает отмеченную тенденцию, которая сегодня является определяющей не только для российского рынка, но и для рынков многих других стран. И затрагивает она практически всех представленных на рынке игроков, поскольку все они поставляют линейно-интерактивные модели. Мы тоже имеем довольно широкую линейку таких устройств и потому, с одной стороны, защищаем свою долю в этом сокращающемся сегменте, а с другой — предприняли ряд шагов для развития наших продуктов в старших сегментах, включая сегмент онлайн-систем.

PC Week: В какой мере, по-вашему, росту спроса на онлайн-системы способствовала активизация строительства ЦОДов?

К. Е.: ЦОДы — это, конечно, интересно, но по крайней мере в рамках нашего рынка их значение сильно переоценено. Я сомневаюсь, что на рынке ИБП кто-то выживает прежде всего за счет поставок оборудования для ЦОДов. Это важное направление бизнеса, но для обеспечения прибыльности компании его явно не достаточно. Для нас оно точно не является определяющим при том, что наши продажи онлайн-систем до перехода рынка в состояние стагнации активно росли.

PC Week: Аналитики отмечают, что ИТ-службы компаний до сих пор зачастую предпочитают использовать для защиты стандартных рабочих мест легкие индивидуальные ИБП, а не централизованные системы. С вашей точки зрения, это закономерная ситуация?

К. Е.: На наш взгляд, это прямое следствие той ситуации, которая сложилась с бизнес-центрами и офисными зданиями компаний относительно старой постройки — при их проектировании централизованные системы гарантированного электропитания не закладывались, а размещающиеся в них компании не всегда готовы брать на себя расходы по установке мощного ИБП. Тут можно провести прямую параллель с системами кондиционирования. Все старые офисные здания обвешены индивидуальными кондиционерами, а в новых бизнес-центрах уже используются централизованные системы кондиционирования.

PC Week: То есть выбор в пользу индивидуальных средств защиты — это зачастую вынужденное решение?

К. Е.: В общем, да. Но, конечно, небольшие предприятия нередко предпочитают индивидуальные ИБП еще и потому, что это позволяет снизить их начальные затраты, особенно если предприятие развивается не быстро и не видит резона решать проблему на годы вперед. В крупных компаниях все несколько иначе — там и инфраструктура богаче, и есть ИТ-директор, который может убедить руководство в том, что централизованное решение, защищающее целый отдел, этаж или весь офис, в конечном счете окажется дешевле с точки зрения совокупной стоимости владения (TCO).

PC Week: В недавнем нашем обзоре, посвященном ИТ в финансовом секторе, один из экспертов отметил в числе наиболее актуальных для этого сектора проблему энергетической безопасности, обостряющуюся из-за непредсказуемости действий энергоснабжающих компаний и их безнаказанности. В связи с этим, как вы оцениваете ситуацию с динамикой изменения доступности и качества наших энергосетей?

К. Е.: За последнее десятилетие, а то и более, в инфраструктуре электросетей мало что изменилось. Качество электропитания, как минимум, не улучшилось, и эта проблема затрагивает всю экономику. Пока государство не вмешается активно в ее решение, ничего хорошего ждать не приходится. Проблема в том, что не ясно, кто должен платить за модернизацию линий передач, трансформаторных подстанций и т. д. Собственники вкладываться в это не хотят, в частности, потому, что не несут той ответственности, какую должны бы нести. Сегодня даже если нет перебоев в подаче электропитания, его характеристики далеки от требований ГОСТов как на трехфазное, так и на однофазное питание. Кстати, это одна из причин, почему растет рынок онлайн-систем бесперебойного питания. Их можно подключить к любой электросети, а на выходе получить практически идеальное напряжение. Так что сохраняющиеся проблемы с электросетями — это мощный драйвер для развития рынка систем бесперебойного питания.

PC Week: Какие другие драйверы вы видите?

К. Е.: Другие драйверы связаны с необходимостью повышения управляемости энергосетей как вне, так и внутри инфраструктуры заказчика. Как любой ресурс, электричество требует управления. Поэтому обеспечение контроля работоспособности устройств питания, повышение их управляемости, оказание помощи обслуживающему их персоналу в работе — это очень актуальная тема.

Скажем, в серверах уже давно реализована возможность сбора самых разных параметров об их функционировании, а в ИБП так было не всегда. Теперь это довольно дешево, SNMP-плату можно вставить в любой линейно-интерактивный источник, не говоря уже об онлайн-системах. И если раньше мы декларировали такую возможность и готовы были ее реализовать, но заказчики зачастую не понимали, зачем им это нужно, то сейчас они стали более требовательными. ИТ-бюджеты у них ограничены, но задачи перед ИТ-отделами или энергетиками стоят те же. Особенно это касается государственных заказчиков, у которых ресурсов на ИТ, как людских, так и финансовых, в принципе не много. Это создает реальную основу для спроса на сервисы вроде того, который мы недавно запустили вместе с нашим партнером, компанией «Юниваль Технолоджис».

PC Week: Как вы пришли к этому проекту?

К. Е.: В данном случае «Юниваль», с которой мы знакомы давно, исходила из реальных интересов заказчика. Дело в том, что для московского здравоохранения мы поставили большое количество (около сотни) онлайн-систем, которые должны были обеспечивать питание магнитно-резонансных томографов, а это очень чувствительные к любым скачкам напряжения устройства. Но если для обслуживания медоборудования, как правило, есть соответствующие люди, то заниматься ИБП там практически некому. А без обслуживания, без постоянного наблюдения за системами довольно легко, к примеру, потерять батарею, которая тоже стоит недешево. Поэтому когда «Юниваль» вышла с инициативой организации Центра мониторинга систем защиты электропитания, мы ее в этом поддержали.

PC Week: Сколько времени ушло на создание Центра и каковы его возможности?

К. Е.: Подготовительный период занял порядка четырех месяцев. За это время, в частности, было дописано программное обеспечение, необходимое для сбора данных с объектов разных заказчиков. У нас есть международный опыт ведения мониторинга, такая услуга оказывается на Тайване и в Китае, но в «Юниваль» проект получился более масштабным — созданный здесь центр готов взять на обслуживание до 100 объектов и до 100 ИБП на каждом объекте, обеспечивая их и реальной технической поддержкой, включая выезд бригады быстрого реагирования на место. Важно отметить, что к сервису могут быть подключены и ИБП других производителей, что для многих заказчиков, собравших у себя зоопарк оборудования, может иметь принципиальное значение, а также датчики слежения за окружающей средой (температура в помещении, задымленность и влажность воздуха и т. д.). При этом мы готовы мониторить не только наличие или отсутствие электричества в сети, но и состояние самих ИБП, что позволяет прогнозировать возможные проблемы с ними и реагировать на такую ситуацию в проактивном режиме. Для нас как производителя большим плюсом является также возможность собирать статистическую информацию о работе устройств с целью их последующего совершенствования нашими R&D-отделами.

Первым клиентом центра мониторинга стала московская городская больница № 79, и с тех пор число его клиентов быстро растет.

PC Week: То есть ваш партнер обеспечил себе дополнительный источник увеличения доходов в нынешней непростой ситуации. А в чем вы видите основные возможности развития бизнеса Powercom в России?

К. Е.: Мы их видим довольно четко. Прежде всего это дальнейшее развитие продуктовых линеек линейно-интерактивных ИБП с выходным напряжением в виде чистой синусоиды («смартов»), а также мощных онлайн-систем. Пока доля последних в наших продажах далека от нами же сформулированных планов, но именно сейчас сформированы все условия для их активной продажи — у нас хорошо отлажены каналы сбыта.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати (без изображений)