Российская компания DataPro предоставляет услуги ЦОД и аутсорсинга ИТ-инфраструктуры в России. Компания занимается строительством собственной сети дата-центров, сертифицированных на соответствие уровню доступности TIER III по классификации Uptime Institute, и активно наращивает мощности своей сети.

Второй дата-центр компании «DataPro Москва», развертываемый на ул. Авиамоторная, д. 69, по словам генерального директора DataPro Алексея Солдатова, является одним из самых масштабных ЦОД-проектов на территории России. По его завершении объект обещает стать крупнейшим коммерческим ЦОДом в Восточной Европе.

Здание нового ЦОДа — собственность компании DataPro, что, как подчеркивает г-н Солдатов, в экономических и правовых реалиях, характерных для нашей страны сегодня, существенно снижает риски в обеспечении непрерывности бизнеса ЦОД-оператора. «Собственник недвижимости в России всегда имеет возможность надавить на арендатора, блокировав подъезды, отключив электричество или воду. Чтобы не переносить подобные риски на клиентов, мы открываем свои ЦОДы только в тех помещениях, владельцами которых являемся сами», — пояснил он.

Экономичность как цель

Основным критерием при проектировании ЦОДа на Авиамоторной для компании DataPro является его надежность и экономическая эффективность. Для подсчета экономической эффективности была определена совокупная стоимость владения (TCO), в которую закладывались закупочная цена, стоимость развертывания, обслуживания и потребляемой электроэнергии на протяжении пяти лет (что, по оценкам г-на Солдатова, соответствует среднему сроку окупаемости коммерческого ЦОДа в российских условиях). С учетом поэтапного развертывания мощностей дата-центра и перспектив развития объекта важную роль в выборе системы охлаждения играла также её гибкая масштабируемость.

Специалисты DataPro основное внимание сосредоточили на системах, построенных на технологии воздушного охлаждения, как наиболее соответствующих перечисленным выше требованиям. Было рассмотрено несколько конкурирующих решений, в результате осенью 2013 г. DataPro окончательно определился с выбором в пользу модульного решения на воздушных экономайзерах EcoBreeze компании Schneider Electric.

Конструкция EcoBreeze позволяет сократить энергопотребление, используя для экономичного охлаждения ЦОДов разницу температур между окружающим наружным воздухом и воздухом, возвращаемым от технологического оборудования.

По сравнению с главным на тот момент конкурентом — компанией Munters — решение EcoBreeze выглядело как более удобно масштабируемое, а после того, как вендор изменил ценовую политику в европейском регионе (до лета 2013 г. срок окупаемости систем на EcoBreeze в России, по подсчетам специалистов DataPro, превышал десять лет), оно стало конкурентоспособным и по стоимости. Решение на EcoBreeze победило по всем показателям.

EcoBreeze в городском ЦОДе

В выбранном компанией DataPro варианте используется замкнутый воздушный контур. Хотя вариант прямой подачи наружного воздуха и дешевле, он не выдерживает требований к сохранности клиентского оборудования из-за высокой загрязненности городского воздуха. Уровень притока пыли при использовании наружного воздуха и фильтров показали неэффективность этого варианта для коммерческого ЦОДа. Выбирая поставщика ЦОД-услуг для размещения высокопроизводительного ИКТ-оборудования High End класса (ценой в сотни тысяч долларов за стойку) клиент рассчитывает на соответствующие условия размещения и длительный срок эксплуатации серверов и систем хранения данных. В DataPro утверждают, что даже при качестве фильтрации 97% приток пыли при требуемых в ЦОДе на Авиамоторной объемах воздухообмена неприемлемо велик, так что хотя бы раз в полгода пришлось бы чистить клиентское ИКТ-оборудование пылесосами вручную. Не стоит забывать также, что аллергенная активность городской пыли неблагоприятна и для обслуживающего персонала.

Пуско-наладкой первых двух машин, каждая из которых рассчитана на восемь модулей EcoBreeze номинальной холодопроизводительностью по 50 кВт каждый, занимались специалисты из североамериканского подразделения Schneider Electric.

Были проведены нагрузочные испытания: модули ставили на тепловую нагрузку на несколько часов на самой длинной воздушной трассе при температуре наружного воздуха 25 °С. Как сообщает DataPro, результат подтвердил паспортные характеристики решения и ожидания заказчика: во время испытаний каждая машина снимала по 350–400 кВт тепла, при этом у модулей оставался некоторый резерв мощности.

Совместно с североамериканскими специалистами в работах принимали участие их коллеги из российского подразделения вендора, которые и продолжили дальнейшие работы по проекту. К пуско-наладке были привлечены и технические специалисты DataPro. Полученный на данном этапе опыт поможет им при дальнейшей эксплуатации системы, первичной диагностике и ремонте, поскольку компания намерена выполнять эти работы, полагаясь на собственную профессиональную команду.

В проекте DataPro на Авиамоторной компания Schneider Electric получила новый для нее опыт вертикального (относительно машинного зала) развертывания модулей EcoBreeze — на крыше здания ЦОДа. В предшествующих инсталляциях решения (в США и Европе) использовалась горизонтальная установка конструкций — на одном уровне с машинным залом.

Проектирование системы охлаждения DataPro выполнила своими силами, так как, по мнению г-на Солдатова, экономическую сторону данного вопроса проетировщики-инженеры, занимающиеся дизайном ЦОДов, не рассматривают.

В силу конструктивных особенностей здания ЦОД, у системы охлаждения получились довольно длинные воздушные трассы, на которых использование предложенных Schneider Electric готовых воздуховодов могло привести к потерям мощности, чего, естественно, хотелось избежать, прибегнув к разработке воздуховодов «по месту». Своими силами в DataPro были проведены необходимые расчеты трассы воздуховодов, их проектирование, а затем выполнен и монтаж. Проведенные в конце августа — начале сентября 2014 г. испытания подтвердили корректность расчетов и требуемое качество монтажа.

Алексей Солдатов предупреждает заказчиков EcoBreeze о том, чтобы они внимательнее относились к оценке применимости этого решения на своих объектах, в том числе учитывали длину трасс воздуховодов и общую теряемую полезную мощность. По его мнению, оно подходит для объектов высотой не выше трех этажей.

Мощности ЦОД DataPro Москва запускаются поэтапно: 28 августа 2014 г. были приняты первые клиенты, а к концу октября в эксплуатацию сдано уже 800 стойко-мест с проектной мощностью ИКТ-оборудования 4 МВт.

Развитие проекта

По завершении проекта общая площадь ЦОДа составит 16 тыс. кв. м, из которых 7,5 тыс. придется на машинные залы, остальное займут офисы, где разместятся обслуживающий персонал и склады для временного хранения клиентского оборудования.

По мере роста ИКТ-нагрузки решение EcoBreeze позволит заказчику плавно наращивать мощность системы охлаждения, не «замораживая» при этом деньги на неиспользуемом оборудовании. «Благодаря модульности мы можем с необходимой дискретностью наращивать ИКТ-нагрузку в соответствии с потребностями нашего бизнеса и отказаться от распространенной в стране неэффективной практики половинной загрузки ЦОДа. Так будет продолжаться до тех пор, пока мы не достигнем предельного расчетного значения в 3000 стоек энергопотреблением 20 МВт, — сказал г-н Солдатов. — И мы не намерены переходить от выбранной концепции масштабирования на крупноблочные варианты (5МВт+)».

Инсталляция EcoBreeze в ЦОД «DataPro Москва» на Авиамоторной, как сообщает Schneider Electric, третья и самая масштабная в Европе, она будет насчитывать 26 установок (машин) EcoBreeze.

DataPro уже инициировало процесс сертификации нового ЦОДа по уровню Tier III Uptime Institute Facility, а в 2015-м будут сертифицированы процессы эксплуатации ЦОДа на операционную устойчивость (Operational Sustainability).

Экономичность как итог

Использование EcoBreeze совместно с другими энергоэффективными компонентами инженерной инфраструктуры, развернутыми в новом ЦОДе, как подсчитали в DataPro, позволяют достичь среднегодового значения коэффициента PUE в пределах 1,25–1,3.

По мнению г-на Солдатова, каждый ЦОД требует поиска своих оптимальных решений. Он рекомендует будущим владельцам дата-центров начинать строительство своих объектов с консалтинга и концептуального проекта, максимально внимательно, насколько позволяет квалификация, самостоятельно анализировать доступные на рынке технологии и выбирать из них наиболее подходящие под особенности собственных ЦОДов и последующую эксплуатацию. И только потом формулировать свои требования в виде технического задания для исполнителей проектов. Иначе рассчитывать на эффективность будущих дата-центров не стоит. «Если бы мы не шли этим путем, то наш объект обошелся бы нам процентов на тридцать дороже либо мы на пару-тройку лет удлинили бы себе срок окупаемости своего ЦОДа», — подвел итог г-н Солдатов.

Версия для печати (без изображений)