Интернет настолько плотно вошел в нашу жизнь, что многие уже не представляют себе дня без Всемирной сети. Если еще лет пять назад ее возможности использовали в основном для поиска информации или переписки по e-mail, то с широким распространением социальных сетей пользователи перешли на гораздо более активное общение с загрузкой фотографий и видео. Количество трафика увеличилось многократно — сыграла роль и адаптация тарифов за мобильную передачу данных от ведущих операторов. Позволить себе пару гигабайт мобильного интернета теперь может каждый — значит, вы в любое время и в любом месте можете выложить фотографию в Instagram или проверить ленту новостей Facebook.

Однако в отдельные дни и в отдельных локациях пользователи испытывают проблемы с доступом: к примеру, попробуйте загрузить что-либо во время массовых шествий или спортивных мероприятий. Мощности мобильных операторов в каждой зоне обслуживания рассчитаны на среднестатистическую нагрузку, и, когда она возрастает многократно, пропускной способности канала просто не хватает на всех пользователей. Пожалуй, единственным выходом в такой ситуации может стать подключение дополнительных каналов беспроводной связи именно в пиковые моменты — разумеется, речь идет уже не о каналах сотовой связи, а о доступе через точки Wi-Fi. Но и здесь возникают сложности: представьте, что на территории в несколько сотен квадратных метров нужно обеспечить доступом до 80 тыс. пользователей (именно столько умещает на своих трибунах современный стадион). Огромное количество оборудования (в том числе смартфоны и планшеты зрителей) непременно будет создавать помехи, поэтому банальным размещением точек доступа по всей площади здесь не обойтись.

Ведущие ИТ-компании разрабатывают комплексные решения, позволяющие не только обеспечить пользователей необходимым трафиком, но и управлять им. К примеру, компания Huawei успешно реализовала более десятка подобных проектов на стадионах Европы, Азии, Латинской Америки. Решение Huawei Agile Stadium позволяет учитывать все особенности конкретного стадиона (в частности, его конфигурацию и типы материалов, из которых он построен) для радиопланирования и выбора мест установки беспроводных точек доступа. Одна из главных особенностей подобного оснащения — использование антенн с узкой диаграммой направленности. В отличие от всенаправленных такие антенны позволяют «обслужить», скажем, конкретную трибуну с 200-300 болельщиками. Соответственно взаимное влияние точек будет минимальным, что практически гарантирует отсутствие помех и равномерное распределение нагрузки. Беспроводная сеть высокой плотности дает еще одно важное преимущество — возможность геопозиционирования. Владелец смартфона или планшета сможет видеть на экране свое местоположение и без проблем ориентироваться на стадионе, даже если он попал на него впервые: ему проще будет найти свое место на трибуне или какую-то общественную зону (кафе, туалет, магазины фирменной символики). В рамках собственного локального ресурса стадион получает возможность реализовать очень интересные для болельщиков интерактивные функции: к примеру, сделать доступными моментальный повтор голов и других ключевых моментов матча, получить подробную статистику о командах и игроках, организовать комьюнити по интересам и так далее.

Конечно, организация широкополосного беспроводного доступа в интернет — это не только забота о комфорте зрителей, которые, в первую очередь, получают возможность делиться впечатлениями в режиме онлайн. Комплексное решение, разработанное Huawei, представляет большой интерес и для владельцев спортивных сооружений. Покрытие высокой плотности и сетевую структуру стадион может использовать для организации передовых систем безопасности, а также для управления сооружением. Кроме того, становится просто наладить более плотный контакт с посетителями, что сулит дополнительную коммерческую выгоду. Для получения доступа в интернет все владельцы мобильных устройств проходят несложную аутентификацию на внутреннем портале стадиона (например, по номеру мобильного телефона или паспорта). Система автоматически определяет статус пользователя и присваивает ему одну из политик обслуживания: к примеру, зрителям VIP-трибун обеспечивает более высокую скорость доступа в интернет или предлагает ряд дополнительных сервисов, мотивируя таким образом к покупке дорогих билетов. Имея точные данные о местоположении мобильного устройства (и соответственно его владельца), нетрудно будет наладить и такой вид платного сервиса, как доставка еды и напитков по заказу непосредственно на трибуну. А можно ли найти лучшее время для продажи клубной символики или билетов на следующие матчи, чем текущее спортивное событие? Болельщику достаточно выбрать нужный товар на ресурсе, приобрести или забронировать его, а после игры забрать уже подготовленный заказ в кассе или в магазине.

Нет сомнений, что технология широкополосного беспроводного доступа в интернет, предложенная Huawei, имеет большие перспективы. Конечно, оснащение существующих стадионов необходимым оборудованием потребует определенных вложений, но многие владельцы спортивных объектов в России уже оценили все преимущества программы и выразили готовность к инвестициям.

«Первой ласточкой» в нашей стране может стать недавно построенный стадион «Спартак» в Москве, значительную часть информационно-коммуникационной инфраструктуры для которого поставила именно Huawei. Начальник отдела снабжения стадиона «Спартак» Александр Зарубин рассказал о трудностях, с которыми столкнулась компания во время строительства, о сотрудничестве с Huawei, а также прокомментировал результаты работы.

«Наша компания являлась заказчиком строительства стадиона для одноименной команды. Одной из задач отдела снабжения является выбор поставщиков оборудования, а также выбор подрядчиков на проведение строительно-монтажных работ.

После получения рабочей документации на создание сети передачи данных стадиона мы начали искать подрядчика на проведение работ по созданию ИТ-инфраструктуры стадиона. Поскольку речь шла о стадионе мирового уровня, наиболее современном из всех московских стадионов на момент его строительства, ИТ-инфраструктура должна была отвечать следующим требованиям:

• ИТ-системы должны быть мирового уровня при минимальной цене;

• ИТ-инфраструктура должна обеспечивать операторский уровень надежности, быть простой и недорогой в обслуживании;

• ИТ-инфраструктура должна легко масштабироваться.

Был проведен тендер среди всех компаний, которые представлены на российском рынке. В результате по соотношению многих параметров, в частности полноты представленного предложения, соотношения «цены-качества», сроков поставки, была выбрана компания Huawei.

Эксперты компании Huawei представили нам презентацию, где рассказали о своем опыте решения аналогичной задачи в Германии на стадионе Borussia Dortmund вместимостью 80 тыс. человек. Этот опыт также повлиял на принятие решения о выборе компании Huawei в качестве поставщика.

Компания Huawei предложила законченное высокопроизводительное решение, которое включало в себя полную линейку оборудования для создания ИТ-инфраструктуры стадиона: серверы, активное коммутационное оборудование, источники бесперебойного питания, системы хранения данных и точки доступа Wi-Fi. Практически все ИТ-оборудование, используемое на стадионе, произведено компанией Huawei. Важной особенностью решения является резервирование всех узлов системы, что сводит к нулю вероятность потери данных, и практически все системы, работающие на стадионе, для передачи данных используют активное коммутационное оборудование Huawei.

Сроки строительства стадиона были сжатые, и реализация ИТ-инфраструктуры заняла меньше года. Я считаю крайне важным, что сроки поставки, заявленные Huawei, были соблюдены, и это позволило нам сдать стадион вовремя. Представители сервисной службы Huawei помогали нам с развертыванием ИТ-инфраструктуры и оперативным решением всех возникающих вопросов прямо на стадионе. В результате мы имеем успешно работающий стадион, каких-либо проблем в период гарантийной эксплуатации не возникало.

Теперь спортивные матчи стали для болельщиков качественно другими мероприятиями: более интересными, содержательными и комфортными для просмотра. Мы довольны, что выбрали в качестве поставщика ИТ-оборудования компанию Huawei, и планируем работать с ней дальше".

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

Другие спецпроекты

Версия для печати (без изображений)