Елена Покатаева

Весь блеск и великолепие современной компьютерно-сетевой индустрии  результат стремления человека удовлетворить одну из своих самых насущных потребностей  в общении. Восторгаясь производительностью, скоростью обмена данными и качеством их передачи, демонстрируемыми разнообразными сложными или даже очень сложными железными ящиками, люди склонны забывать о том, что все эти материальные свидетельства торжества технического интеллекта нужны только для того, чтобы дать какому-то конкретному человеку необходимую ему информацию в тот момент, когда она ему понадобилась, т. е. в онлайновом режиме.

Случилось так, что сам предмет информатики  собственно информация  оказался некоторым образом отчужден от средств, предназначенных для ее доставки потребителю. Судите сами: на всех российских выставках, имеющих отношение к информатике, доминируют именно они, эти средства.

Однако есть в этом мире островок “чистой” информации  выставка Online Information, которая проходит дважды в год, один раз в США и один раз в Европе (традиционно в Лондоне). На ней практически не встречаются те устрашающие рядового потребителя информации устройства, при виде которых у него невольно возникают сомнения, а не зря ли он прожил свою жизнь, если не понимает, как это работает. На выставочных стендах представляются различные источники онлайновой информации и средства извлечения ее из этих источников.

По выставочным критериям, Online Information  дама почтенная, ей уже 21 год. В Online Information-97, которая состоялась 911 декабря 1997 г., приняли участие более 300, в основном  европейских,  компаний, в том числе пять российских. Число посетителей превысило 18 тыс. человек.

За прошедшие два с лишним десятилетия она несколько раз видела смену фаворитов индустрии: вначале это были крупные компании, владеющие источниками информации и продающие ее с помощью разветвленных каналов сбыта, затем был период взлета популярности CD-ROM как средства распространения информации, сейчас мы наблюдаем стадию бурного развития онлайновой торговли информацией с помощью Интернет.

Источники, утоляющие жажду информации

Все источники информации, представленные на выставке Online Information-97, можно отнести к одной из следующих групп:

-финансы;

-БД новостей и каталоги периодических печатных изданий;

-юридическая информация и законодательства разных стран;

-наука, техника, медицина;

-управление знаниями (различные средства, например, интрасети, средства групповой работы, поисковые механизмы и др., помогающие грамотно использовать все, что только можно, для достижения  корпоративных целей); средства электронной публикации.

Сейчас ILIAC завершает работу по созданию на своем Web-узле виртуального музея Максимилиана Волошина в Коктебеле. “Этот музей располагает уникальными фондами, он воссоздает атмосферу жизни удивительного человека, талантливого поэта, художника. Увы, сейчас этот музей бедствует. С помощью странички на нашем Web-сервере мы хотим привлечь к нему внимание потенциальных спонсоров”,  пояснил Яков Шрайберг, президент ILIAC.“Испания. Пейзаж с кипарисами” (картина  М. Волошина из собрания дома-музея в Коктебеле)

Самый большой стенд на выставке принадлежал Financial Times (FT), менее крупный, но, так и хочется сказать, величественно-благородный стенд занимала Британская библиотека (British Library). Это неудивительно, поскольку на современном электронном этапе эволюции информационных систем библиотеки и периодическая печать остаются ведущими поставщиками коммерческой информации.

В составе FT, например, функционирует отдельное подразделение Financial Times Information (www.info.ft.com), занимающееся разработкой механизмов доставки информации пользователю. На выставке оно демонстрировало FT NewsAlert,  свою систему оперативной доставки новостей по темам, заказанным пользователем, непосредственно на настольный ПК заказчика. FT NewsAlert реализует push-технологии на основе Web.

Британская библиотека  давно уже не просто хранилище фолиантов. Сегодня она представляет собой крупнейший мировой центр информационного обслуживания, где можно ознакомиться практически с любой книгой или статьей, напечатанной где-либо в мире. Уровень услуг, предоставляемых этим мировым центром доставки документов, очень высок: в среднем требуется всего две минуты для того, чтобы сделать заказ на поиск статьи, напечатанной в каком угодно узкоспециализированном журнале, и получить ее копию. Вообще-то, главным образом за счет прибыли, приносимой этим подразделением библиотеки, существуют и все остальные (конечно, определенные средства выделяются и государством, но они невелики).

Надо отметить, что экспозиции библиотек на выставке в целом были весьма представительными. Все они развивают онлайновые каналы доставки информации по запросам, поскольку эта деятельность является основной статьей их дохода. Для привлечения потенциальных заказчиков практически все библиотеки выпускают бесплатные онлайновые каталоги.

Уже в четвертый раз в выставке Online Information принимала участие международная некоммерческая организация ILIAC (International Library Information and Analytical Center), объединяющая 150 библиотечных организаций из стран СНГ (www.iliac.org, www.iliac.ru). “Проект ILIAC, реализация которого началась два с половиной года назад по инициативе российского министерства культуры, предназначен для международного обмена информацией, в первую очередь в области техники и культуры,  рассказал Яков Шрайберг, президент  ILIAC.  Мы рассматриваем нашу деятельность как информационное посольство России в США”.

Российский офис ILIAC расположен на базе ГПНТБ (www. gpntb.ru) и ведет, в частности, такие работы, как оцифровка редких изданий из Ленинской библиотеки и ГПНТБ. По словам г-на Шрайберга, оцифровка фонда редких изданий ГПНТБ практически завершена. Любое из них можно найти в бесплатном электронном каталоге, сделать заказ на получение традиционными средствами или в онлайновом режиме   по ftp-соединению. “Все реализовано, как в Британской библиотеке”,  отметил г-н Шрайберг.

Для связи с удаленными абонентами используются сети некоммерческих провайдеров, например FreeNet. Финансирование работ осуществляется за счет различных международных грантов.

Самой первой российской компанией, появившейся на выставке Online Information, была Andrigal (www.ils.relis.ru), для которой Online Information-97 была пятой по счету. “Главная цель нашей деятельности заключается в преодолении языкового барьера между англоязычными потребителями информации и русскоязычными источниками”,  заявил Андрей Сазонов, президент Andrigal. В рамках проекта RSN (Russian Scientific News) эта компания поддерживает разнообразные БД, в которых на русский язык переведена вся информация, включая следующую:

-аннотированный каталог российской периодики (более 4 тыс. наименований);

-заголовки и аннотации статей (более чем из 400 журналов);

-библиотеки России и стран СНГ (более 3 тыс.);

-научно-исследовательские организации России и стран СНГ (более 2 тыс.).

До недавнего времени основной акцент в деятельности Andrigal делался на распространении БД с помощью CD-ROM. Для этого было заключено партнерское соглашение с фирмой SilverPlatter (www. silverplatter.com), одним из крупнейших в мире производителей CD-ROM, имеющим развитую глобальную сеть сбыта.

Сейчас Andrigal предоставляет онлайновые услуги по сети Интернет. По мнению г-на Сазонова, то, что сейчас создается для этих целей в мире, представляет собой БД несложной структуры с недостаточно развитыми механизмами поиска. На выставке эта компания показывала демонстрационный вариант своей интеллектуальной системы поиска научной информации, где, как утверждает г-н Сазонов, реализован механизм того, “как думают ученые”.

Поразило обилие на выставке разнообразной медицинской информации, используемой для дистанционного диагностирования и лечения. В частности, российские медики из ЦНИИТО (Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии) показывали систему консультирования врачей в дистанционном режиме, которая помогает подбирать аппарат для фиксации костей после переломов. (Эта система демонстрировалась на стенде ЦУП. Жаль, что только россияне смогли в должной мере оценить весь юмор того, как хитросплетения отечественной экономической ситуации объединили под одной крышей онлайновой информации травматологию и Центр управления полетами.)

Раули Пичхадзе, руководитель научно-технического отдела ЦНИИТО, рассказал, что компьютерная сеть, созданная для удаленного консультирования, эксплуатируется уже несколько месяцев. В ее основу положена уникальная БД об особенностях переломов, анатомии и т. п. и экспертная система (ЭС), рекомендующая конкретный вариант фиксации костей. В своей работе ЭС использует математический аппарат метода конечных элементов для определения характера поведения обломков костей после их фиксации.

Сейчас телеконсультации проводятся через Интернет: врач обращается на Web-сервер ЦНИИТО, заполняет стандартную форму и отправляет отсканированный рентгеновский снимок. В ЦНИИТО, где в Центре телемедицины с 1 января установлено круглосуточное дежурство, запускается программа расчета, которая работает приблизительно три часа. После этого дежурный специалист института анализирует данные, подбирает оптимальное решение и отправляет его заказчику.

Конечно, модемная связь по обычным телефонным линиям не обеспечивает качество, требуемое для обмена рентгеновскими снимками, но здесь на помощь приходит ЦУП, который, по словам г-на Пичхадзе, участвует в проекте, предоставляя свои телекоммуникационные ресурсы.

Аналогичные системы удаленной диагностики созданы сейчас и в других медицинских учреждениях, в частности, онко- и кардиоцентрах. Г-н Пичхадзе сказал, что сейчас решается вопрос об использовании всеми медицинскими сетями единой коммуникационной структуры.

А это действительно работает?

Когда г-н Сазонов из Andrigal говорил о том, что все инструменты для организации онлайнового доступа к информации по Интернет, существующие сегодня, слишком просты, он был недалек от истины. Действительно, большинство этих инструментов представляет собой конвертеры формата HTML. На самом деле есть реализованные сложные системы, выполненные, например, по заказам индустриальных гигантов вроде Shell и British Telecom. Стоимость такого уникального заказного ПО составляет от 40 до 100 тыс. долл. и, безусловно, его никак нельзя назвать тиражируемым решением.

Игорь Городничий: “Наш Web-сервер предназначен для деловых людей, поэтому у него подчеркнуто строгий дизайн”

Встречались на выставке и компании, предлагающие отдельные программные блоки, из которых покупатель может построить свою информационную систему. Однако поставщики таких блоков предпочитают не продавать ПО, а осуществлять поставку готового решения “под ключ”.

Налицо ниша, где сейчас совершенно отсутствует конкуренция. Очень заманчиво успеть ее занять, если предложить рынку тиражируемое и адекватное по ценам решение. Приблизительно такую проблему решали на выставке Online Information-97 руководители московской компании “Анкей”, которая принимала участие в выставке на совместном стенде с российской Торгово-промышленной палатой (ТПП). ТПП разных стран, которых, кстати, на выставке было немало, также представляют собой источники информации, необходимой для ведения бизнеса в других странах. Вниманию посетителей выставки была предложена RBCNet (“Российская информационная сеть делового сотрудничества”), проект которой был разработан два года назад, а в начале 1997 г. “Анкей” получил заказ на разработку системы информационного обеспечения малого бизнеса России.

Идея проекта заключается в том, чтобы дать возможность представителям малого и среднего российского бизнеса, не имеющим особых навыков работы с компьютерными системами, получать онлайновый доступ к коммерческой бизнес-информации. Для расчетов с пользователями предложен простой способ: пользователь с помощью системы распечатывает счет у себя на принтере и оплачивает его через банк. “Это называется БД торговых расчетов со сложным биллингом,  пояснил Игорь Крохин, президент “Анкея”.  Готовых решений на рынке нет, поскольку ни одна зарубежная система не поддерживает сложных схем оплаты и тем более подтверждения факта оплаты, без чего в России просто нельзя”. Информационная система использует информацию из 18 БД, как структурированных, так и полнотекстовых. В частности, сейчас для полнотекстового поиска в различных областях деловой деятельности в России доступен банк данных размером 28 Гб.         Помимо этого система учитывает также расчетные отношения с поставщиками БД. ПО функционирует под управлением Windows NT, использует возможности MS Information Server и SQL Server, поддерживая, в частности, динамическое обновление страниц на Web-сервере и формирование динамических запросов к БД. Корпорация Microsoft предоставила “Анкею” специальную версию ISS, предназначенную для Интернет-провайдеров.

Информационная сеть RBCNet (www. rbcnet.ru) уже функционирует в коммерческом режиме. По словам Игоря Городничего, президента АО RBCNet, по этому адресу происходит приблизительно 3,5 тыс. обращений в день. В Москве для обращений к RBCNet установлено 60 коммутируемых телефонных линий.

Федеральный фонд по развитию малого предпринимательства обратил внимание на появление в России организации, применяющей Интернет исключительно в целях поддержки бизнеса, и предложил распространить этот проект на регионы.

В результате АО RBCNet получило статус Федерального центра по информационной поддержке малого предпринимательства. Этот центр уже укомплектован оборудованием. В нем установлено два Alpha-сервера Prioris HX 6200 корпорации Digital Equipment. ЛВС центра защищена от несанкционированного доступа извне с помощью сервера безопасности фирмы NSC. Для подготовки информационных ресурсов (контента) установлено около 20 рабочих станций, объединенных вместе с Web-сервером в ЛВС. Для онлайновой электронной почты будет применяться ПО MS Exchange Server.

Телефоны: ILIAC  (095) 925-4964; Andrigal  (095) 330-6942; ЦНИИТО   (095) 450-2201; “Анкей”  (095) 258-3810; RBCNet  (095) 973-0287.            

Сейчас ILIAC завершает работу по созданию на своем Web-узле виртуального музея Максимилиана Волошина в Коктебеле. “Этот музей располагает уникальными фондами, он воссоздает атмосферу жизни удивительного человека, талантливого поэта, художника. Увы, сейчас этот музей бедствует. С помощью странички на нашем Web-сервере мы хотим привлечь к нему внимание потенциальных спонсоров”,  пояснил Яков Шрайберг, президент ILIAC.“Испания. Пейзаж с кипарисами” (картина  М. Волошина из собрания дома-музея в Коктебеле)

Версия для печати