Сергей Бобровский

 

Заметка “Билл Гейтс спасает Internet в России” (PC Week/RE, № 47/97, с. 36), в которой рассказывалось об одном из возможных способов решения проблемы повременной оплаты за телефон при работе в Сети, когда сервер провайдера автоматически перезванивает модему клиента (callback, dialback), вызвала немало откликов. Их можно разделить на две группы. Первая  -  письма от простых пользователей, в основном из Подмосковья, где в ряде городов “повременка” уже введена (например, в Королеве тарифы повысились в 11 раз). Один из читателей попросил “огласить весь список” московских провайдеров (ISP), которые предлагают callback-услуги. Если судить по присланным письмам, то это: www.arstel.ru, www.caravan.ru, www. megabit7.ru, www.mmtel.msk.su и www. plugcom.ru. Вполне возможно, есть и другие.

 

Вторая группа писем  -  от крупных ISP. Практически все они высказались против callback. Вот их основные аргументы.

 

1. Windows NT, поддерживающая callback, в качестве сервера доступа способна обслужить не более 30 линий и поэтому подходит только небольшим провайдерам. Впрочем, именно они, скорее всего, и будут зарабатывать на callback.

 

2. Если провайдеру придется платить МГТС за каждого callback-абонента 1 долл./ч из получаемых 1,5 долл./ч, то добиться самоокупаемости при оставшихся 0,5 долл./ч для небольших ISP будет весьма непросто (если они занимаются только предоставлением dial-up-доступа).

 

3. В городских АТС линии, обслуживающие входные и выходные звонки, как правило, отличаются, и если связь клиента с ISP обычно устойчива, то связь ISP с клиентом может быть очень плохой.

 

4. Для одновременного обслуживания входящих звонков и быстрого и надежного обратного звонка настроить ПО (Unix, Windows NT) и аппаратные маршрутизаторы (в которых хоть и есть поддержка callback, но ориентирована она на качественные линии) подчас просто невозможно. А при плохом callback-доступе стоимость часа работы увеличивается примерно на 10 - 20%.

 

5. В Москве сегодня около 2,5 тыс. модемных номеров ISP, которые МГТС обслуживает уже на грани возможностей. Пользователей Internet в столице около 20 тыс. Модемный пул, действующий в режиме callback, создаст значительно большую нагрузку на АТС, чем при работе на прием. Поэтому многие АТС с модемными сериями, особенно те, где установлена релейная аппаратура, просто не выдержат массового включения обратного звонка.

 

Самое интересное, что, по мнению крупных ISP, “повременка” должна быть выгодна как МГТС, так и провайдерам и клиентам! Почему клиентам? Потому что абсолютное большинство частников заходит в Сеть максимум на 1 - 2 ч в день (а зачем больше?) и снижение нагрузки на АТС и провайдеров существенно улучшит качество связи и быстроту дозвона. Вдобавок у телефонных компаний появится стимул предлагать провайдерам модемные серии за меньшую цену.

 

Конечно, здесь все зависит от стоимости “повременки”. Один из обсуждаемых вариантов  -  бесплатно 23 мин в день с накоплением и 10 коп. (деноминированных) за каждую дополнительную минуту (1 долл./ч). В таком случае ISP готовы понизить уровень цен до 1 долл./ч и даже немного ниже. Тогда за час придется платить около 2 долл. (1 долл. МГТС + 1 долл. провайдеру), что несильно отличается от сегодняшних цен на доступ в Internet.

 

Однако участь “повременки” в Москве пока окончательно не решена. Во-первых, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1235 ГТС должны письменно уведомить абонентов о переходе на новые тарифы не менее чем за 3 месяца до их ввода и в течение этого периода выставлять пробные счета. Во-вторых, связь в России отнесена к естественным монополиям, цены на услуги которых должны устанавливаться структурами не ниже региональных и федеральных властей. В-третьих, против “повременки” выступило Общество защиты прав потребителей, представитель которого сказал, что незаконно взимать с абонентов плату за одни и те же услуги два раза (фиксированная ежемесячная плата и повременный тариф). И чем закончится эта эпопея, остается только гадать.

 

Автор выражает особую благодарность Алексею Рудневу, техническому руководителю центра управления сети “Релком”, давшему ряд полезных консультаций при подготовке данной статьи.             4

 

P. S. Из заслуживающих доверия источников поступила информация, что стоимость 1 мин разговора в Москве в дневное время с очень большой вероятностью не превысит 10 коп.

Версия для печати