Достижения в развитии базовой технологии помогают сколачивать виртуальные сообщества

Джим Керстеттер

Прославленные поисковые узлы и в наш век порталостроения не забывают о технологии, которая обеспечила им их нынешнее процветание: они не прекращают дополнять и совершенствовать свои поисковые механизмы.

Фирма Yahoo, корпорация Compaq Computer (ей принадлежит поисковый сервер AltaVista), фирмы Excite, Lycos и Infoseek расширяют границы возможного, предлагая средства поддержки коллективной фильтрации, ранжирования и ускорения выдачи результатов поиска.

Однако более внимательный взгляд на все эти усовершенствования безошибочно обнаруживает одну общую тенденцию: поисковые узлы, сделавшие ставку на публикацию информационного наполнения с целью превратиться в так называемые “конечные пункты”, прилагают все усилия, чтобы побудить посетителей пользоваться в первую очередь ссылками на их собственные материалы, а уже затем - на предлагаемые другими узлами Web.

В случае с порталами эта тенденция принимает форму строительства электронных сообществ: узлов, на которых пользователи предпочитают находиться постоянно, вместо того чтобы двигаться на какие-то еще сайты. Чтобы привязать к себе посетителей, такие узлы стараются поддерживать взаимодействие с пользователями и публикуют собственные эксклюзивные материалы.

“Существующая концепция портала слишком узка, - считает главный директор по технологии фирмы Lycos (Уолтэм, шт. Массачусетс) Кен Ланг. - Порталы являются не только точками отправления, но и конечными пунктами. Посетитель узла Lycos найдет на нем все, что ему может понадобиться”.

Информационное наполнение портала Lycos производит впечатление своим разнообразием. Эта черта характерна для любого из узлов, вошедших в список 10 наиболее популярных. А возможность коллективной фильтрации может оказаться наилучшим из существующих способов прокладки пути через горы пустой породы, окружающие наиболее ценную информацию в Web.

“Да, я порой устаю ото всех этих бесконечных сведений, которые мне совершенно не нужны, - признается владелец компании Wayne Supply (Лос-Анджелес, шт. Калифорния) Кен Уэйн. - Однако не кажется ли вам, что некоторые из параметров настройки механизмов поиска... и каталогов иногда несколько упрощают доступ к нужной информации?”.

Оставаться на плаву

Задача побуждения посетителей к повторному визиту и все более глубокому исследованию предлагаемых материалов остается для Web-узлов весьма актуальной. Дело в том, что бизнес в Web не может себя прокормить за счет посетителей, которые ткнут мышью там и тут, проведут поиск и отправятся куда-нибудь еще.

Имея таких клиентов, невозможно ни заключать многомиллионные контракты, подобные подписанному в ноябре между Excite (Редвуд-Сити, шт. Калифорния) и банком Bank One (Чикаго, шт. Иллинойс); ни получать свою долю от процветания электронной торговли; ни использовать технологию персонализованных рекламных баннеров, которая стала на сегодня преобладающей при выполнении повторных операций поиска.

Таким образом, все снова сводится к механизмам поиска. Дедушка всех поисковых серверов Web-узел фирмы Yahoo (Санта-Клара, шт. Калифорния) по-прежнему пользуется услугами собственного штата редакторов, принимающих решения за посетителей. Руководство компании обещает развивать этот подход и в дальнейшем, и основания для этого есть: все крупнейшие поисковые узлы скопировали либо собираются в ближайшее время скопировать созданную в Yahoo модель каталога.

Фирмы Deja News (Остин, шт. Техас) и HotBot (Сан-Франциско, шт. Калифорния) разрабатывают механизмы коллективной фильтрации, через которые будут собираться отзывы пользователей о просмотренных ими материалах. Эта информация будет включаться в поисковые индексы и учитываться при упорядочении результатов поиска.

В середине ноября фирма Infoseek (Саннивэйл, шт. Калифорния) анонсировала два новых типа поиска, один из которых использует хронологическую классификацию, а второй - классификацию по связям с материалами других узлов.

Новейший проект Lycos направлен на разработку средств консолидации информационного наполнения, размещающегося на множестве объектов разветвленной сети Lycos Network, таких, как узлы Tripod.com, webmonkey.com и недавно присоединенный к ней HotBot. В начале ноября Lycos приступила к реконструкции своего узла с целью повышения скорости его работы.

Одновременно на поисковом сервере AltaVista появилась новая служба, предназначенная для поиска фотоизображений. Результаты обработки запроса представляются в виде последовательности мини-изображений, для просмотра которых не нужно переходить ни на какой другой узел.

Дополнительная информация собрана Скоттом Петерсеном

Версия для печати