ПК ЗА НЕДЕЛЮ

Вас беспокоит то, что происходит с дальней связью? Меня тоже, и для этого есть все основания. Здесь создаются монополии, по сравнению с которыми Microsoft может показаться детской игрушкой. Билл Гейтс был не так уж не прав, когда намекал федеральным властям на необходимость переключить внимание со своей корпорации на недавнюю серию сделок AT&T и возможные последствия слияния MCI WorldCom со Sprint. Вдумайтесь только: на превращение AT&T из телекоммуникационной компании в поставщика услуг кабельной связи было затрачено 120 млрд. долл.! Эта “скромная” сумма в шесть раз превышает доходы Microsoft за 1999 г.

Джон Додж

Ни в коем случае нельзя допустить ошибки. Слияние MCI WorldCom со Sprint и расширение AT&T таят огромную потенциальную опасность: эти гиганты вполне могут подмять под себя все наше цифровое будущее. Тот, кто контролирует каналы бизнеса и сети, лежащие в их основе, получает в свое владение ценнейшую инфраструктуру, которой всегда сможет воспользоваться по своему усмотрению.

В частности, ничто не помешает такому магнату полностью завладеть всем механизмом распространения коробочного ПО и его размещения в сети. Каждый раз, когда какой-нибудь клерк нью-йоркского банка включает свой браузер и связывается с приложением SAP, свою долю платежа получают AT&T или MCI WorldCom со Sprint, по каналам которых проходит информация. А ведь размеры и масштабы их сетей таковы, что способны полностью подавить других поставщиков услуг, по крайней мере американских. Именно по этой причине руководство телекоммуникационной отрасли столь внимательно следит за экспериментом Qwest Communications по размещению приложений в сети.

Может ли оператор связи ограничиться предоставлением каналов связи? Вопрос остается открытым. Для телекоммуникационных компаний предоставление услуг с добавленной стоимостью пока внове, они и близко не подошли к уровню поставщиков приложений. Операторы связи отлично справляются с обслуживанием сетей предприятий. А вот смогут ли они освоить приложения Siebel, SAP, PeopleSoft, Oracle и предложить их своим клиентам? Сомнительно.

Более того, до сих пор непонятно, насколько живучей окажется тенденция к предоставлению приложений через сеть. Пока эта идея нова и руководители предприятий воспринимают ее весьма скептически. Да и многие поставщики таких услуг сосредотачивают свои усилия на мелких и средних компаниях, просто не имеющих иной возможности пути доступа к финансовым приложениям и базам данных высшего разряда. Другими словами, поставщики приложений только тормозят широкое распространение современных средств, кои рано или поздно все равно появятся в каждой компании.

Но если идея приложений общего пользования все же овладеет массами, новые олигархи от телекоммуникаций, чья монополия, похоже, уже не за горами, получат уникальную возможность взять это направление деятельности под свой полный контроль.

А теперь - еще один вопрос, который почему-то никто не решается задать. Не станут ли эти два гиганта в конце концов хозяевами всего Интернета? Год назад в журнале Boardwatch были опубликованы статистические данные, свидетельствующие о том, что MCI WorldCom (после поглощения UUNet) и Sprint занимали соответственно третье и четвертое места в списке американских поставщиков услуг Интернета (тогда их было 5 тыс., сегодня - уже 6 тыс.). Что это, как не мощнейшее влияние на среду, которая по самой своей природе не может принадлежать какой-либо одной компании? Другого выражения для происходящего я просто не могу подобрать...

Может быть, я несколько преувеличиваю возможность преступного сговора здесь, однако подумайте сами: если эти компании контролируют все главные компоненты сети, обеспечивающие обмен трафиком Интернета, и если они рассматривают их исключительно с коммерческой точки зрения (а справедливость таких посылок едва ли вызовет у кого-нибудь сомнения), то не означает ли это, что под их контролем находится весь Интернет?

И наконец, меня просто возмущает намерение AT&T приобрести фирму Mediaone, которая вот уже три года обеспечивает мой доступ в Интернет по кабелю. Я хочу получать услуги Mediaone от самой Mediaone и ни от кого больше. Вот уже много лет я игнорирую чеки с Красавчиком Уилли, рассылаемые AT&T направо и налево. Достаточно мне подписать хотя бы один из них, как я автоматически становлюсь клиентом AT&T. Но вскоре, похоже, это может произойти и без моего желания. Такая перспектива приводит меня в бешенство, и я готов даже перейти на кабель другого поставщика услуг.

Вы понимаете, о чем я говорю? Дайте мне знать по адресу: john_dodge@zd.com.

Версия для печати