ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ

Возможности беспроводной технологии тревожат службы гражданской авиации и авиакомпании

Что одному хорошо, то для другого - отрава. Никто не познал этой истины лучше, чем Федеральное управление гражданской авиации США, поскольку ему вместе с авиакомпаниями приходится иметь дело с постоянно растущим ассортиментом электронных приборов, которые проносят на борт самолетов пассажиры.

Очередным раздражителем стала Bluetooth - разрабатываемая ныне спецификация беспроводной связи между компьютерами, предполагающая обмен радиосигналами без участия оператора.

Именно отсутствие “человеческого фактора” и тревожит больше всего управление и руководителей авиакомпаний. Всем им вполне хватает проблем с сотовыми телефонами, портативными компьютерами и проигрывателями компакт-дисков, используемыми пассажирами в полете без разрешения. Так что же тогда говорить об устройствах, которые могут включаться автоматически?

Инструкция FAA Advisory 91.21-1 предписывает, что на борт самолета разрешается проносить лишь те приборы, которые прошли соответствующую сертификацию, а также запрещает включение в полете любых радиочастотных устройств, в том числе сотовых телефонов и пейджеров. Правда, бесспорных доказательств опасности таких приборов во время полета пока не получено, однако имеется множество косвенных свидетельств потенциальной угрозы для воздушного судна, которые в полной мере оправдывают запрет на их применение в воздухе. Но как бы то ни было, авиакомпании сообщают о все новых и новых инцидентах с пассажирами, пытавшимися воспользоваться сотовым телефоном на борту самолета.

“Я могу четко назвать технические параметры устройств, которые пассажирам разрешается проносить в самолет, - сказал Джон Дарбо, старший администратор по безопасности полетов авиакомпании American Airlines (Даллас, шт. Техас). - Однако этого мало. Нужно, чтобы пассажиры ответственно относились к использованию таких приборов на борту”.

Сейчас сторонники Bluetooth много говорят о том, что эта спецификация позволит поддерживать непрерывный радиоконтакт даже в движении, когда устройство уложено в футляр. Более того, утверждают они, такие устройства не нужно будет включать - они находятся в постоянной готовности к работе.

“Нас тревожит любой излучатель, попавший на борт самолета, - заявил Дарбо, выступая на конференции разработчиков Bluetooth, которая состоялась в декабре в Лос-Анджелесе (шт. Калифорния). - Автозапуск передатчика без ведома оператора может создать серьезные проблемы”.

Впрочем, представители корпорации Intel, уже выпускающей первые радиосистемы для ноутбуков Bluetooth, постарались успокоить Дарбо. По их словам, проблема будет решена очень быстро: устройства на базе этой технологии станут полностью безопасными и их можно будет на законных основаниях брать с собой в полет. “Мы обязательно предусмотрим возможность отключения радиопередатчика в компьютере, когда тот не используется”, - отметил Саймон Эллис, менеджер по маркетингу систем передачи данных Intel (Санта-Клара, шт. Калифорния). Его заявление имеет особый вес, ведь Intel - один из основателей специализированной группы Bluetooth Special Interest Group.

Однако вопросы безопасности технологии еще полностью не решены и членам группы предстоит немало потрудиться на этом поприще. Сама идея полностью автоматической работы устройств не только несет удобства пользователям, но и чревата множеством проблем, а это значит, что ее практическая реализация может растянуться на долгие годы.

И все же Эллис надеется, что в конце концов группе Bluetooth вместе с Федеральным управлением гражданской авиации удастся сделать технологию настолько безопасной для полетов, что ее можно будет применять даже в бортовом оборудовании самолетов.

“Меня беспокоит не реализация технологии, - признался Дарбо. - Я смотрю на нее с точки зрения безопасности полетов. Именно ее мы должны обеспечить”.

Bluetooth в облаках

Инструкция: FAA Advisory 91.21-1

“...Подобные устройства (сотовые телефоны и другие радиоуправляемые приборы) должны находиться в отключенном состоянии и быть упакованы соответствующим образом; в противном случае существует опасность их включения радиосигналом с наземного передатчика”.

Что вызывает беспокойство сейчас

Пассажиры не выполняют требований инструкции и пытаются использовать свои устройства в самолете.

Чем грозит день завтрашний

Технология Bluetooth позволит включать устройства автоматически, даже без ведома пользователя.

Версия для печати