“Циклон” поможет транспортникам

СПУТНИКОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Компания RRC (www.rrc.ru) сообщила о создании системы “Циклон” (Cyclone), позволяющей через Интернет поддерживать связь с транспортными средствами (ТС) и отслеживать их местоположение.

Новая разработка московской фирмы предоставляет весьма удобный и экономичный способ организации диспетчерского пункта для связи с судами, автомобилями и другими подвижными объектами, оборудованными спутниковыми станциями стандарта Inmarsat-C и приемниками глобальной навигационной системы GPS (Global Positioning System), и слежения за ними.

Пользователь системы спутниковой связи и навигации (СССН) “Циклон” (www.cyclone.rrc.ru) получает удобные инструменты для анализа мобильных ресурсов предприятия или отрасли и управления ими. С помощью этих инструментов можно выполнять следующие операции:

- отправлять индивидуальные и групповые сообщения на свои ТС;

- получать сообщения, направленные от подвижных объектов в адрес системы;

- наблюдать за местоположением ТС на электронной карте;

- отслеживать по карте маршрут любого движущегося средства за выбранный промежуток времени;

- запрашивать текущие координаты объектов;

- дистанционно перепрограммировать график отчетов о местоположении ТС.

Все сообщения система “Циклон” представляет в виде таблиц, которые пользователь может сортировать или фильтровать удобным ему способом. Кроме того, он может получить более подробную информацию по заинтересовавшему его материалу, а также увидеть на небольшом участке карты координаты точки отправления.

Структура СССН “Циклон”

Для обозрения общей картины территориального расположения ТС в системе предусмотрена большая карта, помещенная в отдельном окне. На ней отображаются (и автоматически обновляются) последние известные позиции объектов. Клиент может сдвигать и масштабировать карту, включать и выключать индикацию координат отдельных транспортных средств, вводить маршрут (трек) движения ТС за заданный промежуток времени.

Преимущества Интернет-решения

Создатели системы “Циклон” отказались от традиционной схемы СССН. Они возложили на себя основную нагрузку по созданию многопользовательского центрального серверного узла (т. е. фактически центра управления данной структуры), максимально упростив требования к клиентским узлам и персоналу, расширив сервисные возможности и снизив стоимость подключения к системе и расходы, связанные с ее эксплуатацией.

Абонентам “Циклона” нет необходимости создавать у себя полномасштабный центр управления, приобретать и устанавливать для этого оборудование спутникового терминала и специализированного диспетчерского ПО. Разработанная RRC система предоставляет услуги связи и мониторинга через Интернет. Чтобы воспользоваться всеми ее службами, достаточно иметь ПК с доступом к Сети и установленный браузер Internet Explorer версии 4.0 или выше.

Применение Интернета позволяет владельцу ТС без каких-либо дополнительных затрат организовать нужное количество рабочих мест диспетчеров, следящих за подвижными объектами. “При этом не столь существенно, где территориально расположены диспетчеры - в одной комнате или в разных концах света”, - сказал Игорь Харитонов, начальник отдела спутниковой связи и навигации RRC.

CCCH “Циклон” состоит из космического и наземного сегментов. Космическая часть включает в себя спутники (на схеме они обозначены аббревиатурой ИСЗ) систем Inmarsat и GPS. Главным объектом наземной инфраструктуры является центральный серверный узел, имеющий в своем составе коммуникационный, картографический, SQL- и Web-серверы. Через сеть Х.25 этот узел соединен с береговыми станциями системы спутниковой связи Inmarsat, а через Интернет - со своими пользователями.

Бортовой компьютер Logic

Благодаря такой структуре система “Циклон” позволяет создать внутри одной организации любое количество пользователей - каждого со своим именем и паролем. Приписанные к данной организации ТС можно произвольным образом закреплять за абонентами.

При этом разным клиентам могут быть даны неодинаковые права на выполнение каких-либо действий в системе. Например, диспетчер А имеет возможность отправлять и читать сообщения от судна Б. В то же время другой диспетчер (или, например, клиент, для которого данное судно перевозит груз и которому разрешен доступ в систему) может только следить по карте за местоположением этого судна. Ни чтение сообщений, ни их отправка ему при этом недоступны.

Для каждого предприятия в системе предусмотрен пользователь-администратор, которому разрешено самостоятельно изменять информацию, относящуюся к его фирме или организации. Он может создавать и удалять пользователей, устанавливать права пользователей на те или иные действия в системе, объединять объекты в группы, изменять различные информационные данные (например, названия и типы судов, имена капитанов).

Мощная промышленная база данных, лежащая в основе построения СССН “Циклон”, эффективно обрабатывает большие объемы информации. Это позволяет хранить не только последние сведения, но и полную историю их изменения. Например, каждое сообщение в системе сопровождается отметкой с именем пользователя, который его создал или прочитал. Даже если какое-то транспортное средство будет выведено из действующего парка, в базе данных все равно останется информация о его работе. Ни сведения о диспетчере, ни данные о том или ином ТС, ни какие-либо сообщения физически не могут быть удалены из системы - их можно только пометить как удаленные. Это позволяет при необходимости восстановить ситуацию, имеющую место в любой конкретный момент.

Эффективное использование ресурсов Inmarsat

“Система “Циклон” не только предоставляет удобный и фактически бесплатный пользовательский интерфейс, но и максимально эффективно и экономно использует возможности международной системы спутниковой связи Inmarsat”, - отмечает Михаил Лисовский, менеджер по проектам отдела спутниковой связи и навигации RRC.

Центральный серверный узел системы подключен к береговой станции Eik (04). Высокопроизводительные серверы позволяют предоставить пользователю все те услуги Inmarsat-C, которые зачастую недоступны ему из-за ограниченных возможностей используемого им типа подключения. Кроме операций со стандартными сообщениями “Циклон” поддерживает в направлении “центр - борт” передачу циркуляров (с использованием EGS - расширенного группового вызова), запросов (poll), индивидуальных запросов, а в направлении “борт - центр” обеспечивает прием обычных посланий (с определением адреса отправителя) и data report. Время доставки сообщения по Х.25 - в пределах 2 мин, а при использовании режима data report - около 40 с.

Следует подчеркнуть, что Web-сервер способен также взаимодействовать и с любой другой коммуникационной сетью, используя ту же оболочку, обеспечивать пользователя необходимой ему дополнительной информацией или создавать дублирующий путь доступа к объектам управления.

В систему “Циклон” встроена поддержка различных протоколов передачи информации, применяемых в Inmarsat и реализованных в конкретных спутниковых терминалах. Кроме получения и отправки стандартных посланий возможны прием и передача макросообщений и форм.

На сегодняшний день в системе обеспечивается работа спутниковых терминалов производства компаний Thrane & Thrane и Trimble. Любое сообщение, будь то текст, отчет о позиции или data report, пришедшее от этих терминалов, будет правильно отображено системой.

Имеющийся адаптивный алгоритм распознавания различных типов и протоколов сообщений позволяет быстро настроить систему на работу с оконечной станцией другого типа (что, например, очень важно для судовладельцев, поскольку на флоте уже внедрено много образцов техники самых разных фирм).

Кроме спутникового терминала Inmarsat-C в абонентский комплект транспортного средства входят антенна, GPS-приемник и бортовой компьютер Logic. Такой вычислитель позволяет упростить передачу информации: в частности, для трансляции аварийных и тревожных сообщений достаточно одного нажатия специальной клавиши.

К Logic при необходимости могут быть подключены разнообразные датчики, которые способны измерять температуру в салонах и контейнерах, уровень топлива в баках, фиксировать состояние контактов на дверях, люках, окнах, обобщать данные о реально пройденном пути, времени простоя и многие другие показатели и передавать эту информацию в автоматическом режиме на диспетчерские пункты.

Подключение к СССН “Циклон” также не представляет никаких сложностей. Пользователь, подписавшийся на услуги фирмы RRC, сообщает администратору системы номера спутниковых терминалов, подлежащих регистрации в системе. Эти устройства объединяются в группу, для которой RRC заказывает в Inmarsat групповой номер. Этот номер заносится в базу данных, и пользователю сообщаются имя и пароль для входа. И последнее, что надо сделать, - запрограммировать терминалы на передачу сообщений в адрес системы “Циклон”.

СССН “Циклон” скоро вступит в строй: сейчас RRC совместно с одним из своих партнеров заканчивает тестирование системы, и в ближайшее время она будет предлагаться как коммерческая.

RRC: (095) 135-5320.

Версия для печати