ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ

Конкурентная борьба поставщиков услуг выгодна корпоративным клиентам

Конкурентная борьба всегда выгодна потребителю, поэтому Дьюан Риз с нетерпением ждет, когда же она, наконец, развернется между поставщиками высокоскоростных сетевых услуг на основе DSL (Digital Subscriber Line - цифровая абонентская линия). Чем больше соперников окажется втянуто в нее, тем ниже станут цены и шире спектр услуг, предлагаемых корпоративному пользователю. Именно это и нужно Ризу, который руководит сетевыми проектами страховой фирмы Reinsurance Group of America. В его фирме цифровые абонентские линии используются для подключения нескольких филиалов к корпоративной ВЧС на базе Интернета.

К несчастью для Риза и многих других менеджеров ИТ, каналы DSL все еще не могут считаться ни дешевым, ни распространенным средством связи. Даже недавние изменения в федеральном законодательстве не смогли превратить такие линии в основное средство сетевой передачи данных в крупных корпорациях. Конечно, на территории США уже начинает развертываться конкурентная борьба между поставщиками услуг DSL, однако в других странах цифровые абонентские линии остаются дорогими и труднодоступными.

В очередь за DSL

самым перспективным рынком для услуг DSL должны стать малые и средние компании. Количество цифровых абонентских линий, используемых организациями с численностью служащих от 2 до 500 человек, начнет резко увеличиваться уже в следующем году.

*Включая все типы каналов DSL. Источник: Yankee Group.

Приходится учитывать и еще одно: по управляемости и качеству услуг DSL все еще намного уступают традиционным системам высокоскоростной передачи данных, ориентированных на предприятия, например, каналам Т-1. В результате, как считают эксперты, воспользоваться плодами нового федерального законодательства в области DSL смогут, в первую очередь, надомные сотрудники и домашние офисы. Только после этого развернувшаяся конкуренция между поставщиками услуг связи, по мнению аналитиков, проложит цифровым абонентским линиям путь в малые и средние фирмы.

Подключайся, Токио!

Все это весьма огорчает Риза, который хотел бы использовать каналы DSL для связи со всеми офисами Reinsurance Group of America, в какой бы стране мира те ни находились. Пока же эта компания стоимостью 102 млн. долл., специализирующаяся на перестраховании полисов других страховых компаний, вынуждена довольствоваться малым. На сегодняшний день асимметричная цифровая линия ADSL используется здесь лишь для подключения трех канадских офисов, два из которых расположены в Торонто, а третий - в Монреале. Этот канал связи обеспечивает передачу данных со скоростью 384 кбит/с и их прием со скоростью 1,5 Мбит/с. К маю список пользователей ADSL расширится - в него войдет новый офис фирмы, недавно развернутый в г. Норуоке (шт. Коннектикут). Риз изучает также возможность использования цифровых абонентских линий для подключения офиса Reinsurance Group of America в Лондоне и планируемого филиала этой фирмы в Мадриде.

В остальных странах услуги DSL либо недоступны, либо слишком дороги, и новое законодательство США ничего с этим поделать не сможет. Скажем, в Токио фирме Reinsurance Group of America приходится арендовать выделенную линию ISDN с пропускной способностью 64 кбит/с, выкладывая за нее каждый месяц по полторы тысячи долларов. А ведь в США за эти деньги можно было бы арендовать канал Т-1! Риз убежден: если бы цифровые абонентские линии получили более широкое распространение, его фирма смогла бы ежемесячно экономить многие тысячи долларов, ведь канал DSL обычно обходится втрое дешевле, чем ISDN.

Недавние изменения в законодательстве призваны расширить доступность услуг DSL, по крайней мере в США. Новые положения, утвержденные в ноябре Федеральной комиссией по связи (ФКС), прокладывают путь так называемому “разделению линии”. Другими словами, они разрешают использовать один и тот же локальный канал сразу двум поставщикам услуг: местная телефонная компания может применять его для организации голосовой связи, а конкурирующая с ней сетевая фирма - для услуг DSL. Такое решение поощряет соперничество в сетевом сегменте рынка, что в конце концов должно сделать цифровые абонентские линии легкодоступными по всей территории США. Первым результатом, как считают аналитики, должно стать расширение спектра самых разнообразных услуг для домашних и малых офисов.

До того, как ФКС приняла такое решение, поставщики сетевых услуг не могли использовать линию местной телефонной компании, уже подключенную к дому или офису. Чтобы получить в свое распоряжение цифровую абонентскую линию, клиенту приходилось арендовать еще один телефонный канал. В результате не только повышалась стоимость услуг тех фирм, которые выступали соперниками местных телефонных компаний, но и возникали дополнительные задержки в организации нового вида связи. Иногда это даже препятствовало выходу поставщиков услуг DSL на местные рынки.

Все преимущества совместного использования каналов связи в первую очередь почувствуют надомные сотрудники и владельцы домашних офисов, - так считает Марк Зохар, аналитик фирмы Forrester Research (Кеймбридж, шт. Массачусетс). Причина в том, что именно в этой среде наиболее вероятно применение технологии ADSL, обеспечивающей передачу голоса и данных по одному каналу связи. Проникновение цифровых абонентских линий в малые и средние компании может несколько задержаться, поскольку потребность объединения голоса с данными в одном канале DSL ощущается у них не столь остро. Здесь обычно применяются симметричные цифровые абонентские линии SDSL, которые обеспечивают одинаковые скорости передачи и получения данных, занимая при этом полную полосу пропускания телефонного канала. Впрочем, в отдаленной перспективе новые правила ФКС могут облегчить жизнь и пользователям SDSL, так что им тоже стоит рассчитывать на сотрудничество традиционных операторов связи и новых поставщиков услуг.

“Принятые правила стимулируют появление на рынке новых компаний, - уверен Дэвид Уиллис, директор программ глобальной сетевой стратегии фирмы Meta Group (Плейно, шт. Техас). - А все, что делает связь более доступной, можно только приветствовать”.

Решение ФКС по связи уже увеличило в некоторых районах конкуренцию между поставщиками услуг DSL. Например, в середине января компания Covad Communications (Санта-Клара, шт. Калифорния) развернула одно из первых подключений по цифровой абонентской линии в штате Миннесота. Это ей удалось сделать благодаря соглашению о совместном использовании каналов связи с фирмой US West (Денвер, шт. Колорадо), давно оказывающей здесь телефонные услуги.

Конкурентное давление

Там, где технология DSL уже широко доступна, отмечает Уиллис, она активно вступает в конкуренцию с привычными услугами высокоскоростной передачи данных, в том числе по каналам Т-1 и

ISDN. Такое соперничество должно сослужить хорошую службу деловым пользователям, которые сегодня зачастую оказываются вне поля зрения локальных поставщиков услуг, - те предпочитают прокладывать цифровые абонентские линии в крупные жилые районы. Теперь же можно ожидать быстрого развития рынка DSL. В ближайшие годы компании будут все яснее осознавать, что им становятся доступны скорости Т-1 и возможности ISDN за малую толику стоимости таких каналов. Судя по прогнозам фирмы The Yankee Group (Бостон, шт. Массачусетс), в ближайшие три года количество цифровых абонентских линий на территории США должно резко возрасти. В прошлом году, к примеру, компании с числом служащих 500 человек и менее использовали 95 тыс. линий DSL, а к 2003 г. у них на вооружении будет уже 1,52 млн. таких каналов (см. диаграмму).

Среди небольших компаний, уже вышедших на этот путь, - Epicenter Research (Фаунтин-Вэлли, шт. Калифорния), фирма, специализирующаяся на оказании консультационных услуг в области ИТ. Переход на DSL помог ей не только сократить количество жалоб сотрудников, уставших от медленных сетевых подключений, но и проложить новые направления бизнеса. Двенадцать служащих фирмы совместно используют подключение SDSL с пропускной способностью 384 кбит/с, которое ежемесячно обходится фирме в $199. Оно было развернуто недавно и пришло на смену подключению по коммутируемым каналам через 33,6 кбит/с модемы. Конечно, канал Т-1 обеспечил бы скорость передачи до 1,5 Мбит/с, однако тариф на такую услугу - $1500 в месяц - выходит далеко за рамки возможностей фирмы. Малопривлекательными оказались и подключения ISDN: руководителей Epicenter не устроила ни их ограниченная пропускная способность, ни повременная схема оплаты вместо единого месячного тарифа.

Повышенная пропускная способность DSL позволила Epicenter организовать новые услуги по удаленному развертыванию брандмауэров, ВЧС (виртуальных частных сетей) и маршрутизаторов непосредственно у клиентов, а также дистанционно сопровождать все эти сетевые структуры.

Пришлась к месту и гибкость цифровых абонентских линий: после того как в марте прошлого года фирма получила возможность передавать информацию на повышенных скоростях, численность ее персонала возросла до 19 человек. По мере дальнейшего развития бизнеса партнер Epicenter Стивен Ленофф сможет без особых проблем повысить пропускную способность своего подключения, перейдя на DSL со скоростью передачи до 1,5 Мбит/с.

Однако, считают эксперты, этим сфера применения технологии DSL и исчерпывается. В частности, как отмечает Уиллис из Meta Group, цифровые абонентские линии намного уступают каналам Т-1 по уровню обслуживания и времени восстановления связи. Скажем, пользователь канала Т-1 может рассчитывать, что время простоя составит не более 4 часов, тогда как в цифровой абонентской линии перебои могут продолжаться от 24 до 48 часов. Главная причина этого - более сложная схема взаимодействия между компаниями, участвующими в оказании таких услуг. В обслуживании клиента зачастую задействованы три различные компании, а то и более. Во-первых, это местная телефонная компания, в чьем ведении находится телефонный канал. Во-вторых, владелец сети DSL, оказывающий эту услугу клиенту. И наконец, различные посредники. В их числе могут быть и поставщики услуг Интернета, и операторы дальней связи, сдающие свои каналы в аренду деловым клиентам.

К тому же, оборудованию DSL не хватает некоторых современных возможностей управления, свойственных каналам Т-1. Конечно, такие производители аппаратных средств для цифровых абонентских линий, как корпорация Paradyne и фирма Netopia, уже разрабатывают DSL-модемы нового поколения, однако их еще нужно дождаться. Современные же системы, как отмечает Уиллис, сплошь и рядом лишены возможностей восстановления работоспособности в аварийных ситуациях, в них отсутствует резервирование и функции мониторинга производительности.

Кто держится за Т-1?

Теперь становится понятно, почему корпорации предпочитают использовать в ядре своих сетей передачи данных каналы Т-1, а в некоторых случаях - и волоконно-оптические. Какие бы выгодные условия ни предлагали конкурирующие между собой поставщики услуг DSL, на большинстве предприятий эта технологии применяется весьма ограниченно. С ее помощью, например, обеспечивается постоянное высокоскоростное подключение надомных служащих к корпоративной сети и Интернету.

Даже упомянутая выше фирма Reinsurance Group of America, планирующая самым широким образом применять каналы DSL, вовсе не собирается отказываться от каналов Т-1, составляющих ядро сети ее штаб-квартиры в г. Сент-Луисе (шт. Миссури). Как поясняет Риз, цифровые абонентские линии при всех своих достоинствах не способны обеспечить качества обслуживания, уже достигнутого в других высокоскоростных подключениях. По оценке аналитиков, на большинстве предприятий технология DSL рассматривается лишь как один из сетевых компонентов, ни в коей мере не заменяющий Т-1.

“Корпоративный пользователь услуг не может строить всю свою стратегию только на цифровых абонентских линиях, - отмечает Уиллис. - В каждом случае приходится учитывать конкретные условия доступа. Кое-где можно использовать подключения Т-1, а там, где это возможно и более выгодно - DSL”.

И все же одна сфера применения цифровых абонентских линий найдется буквально на каждом предприятии: это - подключение малых офисов и служащих, работающих на дому. О крупных сделках в данной области, к примеру, недавно объявили фирма SBC Communications (Сан-Антонио, шт. Техас) и ее дочерняя компания Pacific Bell. Они взялись организовать DSL-подключение надомников к корпоративным сетям корпорации IBM и фирмы PeopleSoft, а также обеспечить их выход в Интернет по цифровым абонентским линиям. IBM намерена охватить такими услугами до 15 тыс. своих сотрудников, работающих в зоне обслуживания SBC, а PeopleSoft пошла еще дальше - в мае прошлого года она развернула программу оснащения своих служащих DSL-связью на всей территории США. Контракт с Pacific Bell по предоставлению таких услуг в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско был лишь первым шагом в осуществлении столь масштабного проекта.

На сегодняшний день главным стимулом для использования цифровых абонентских линий стало повышение скорости доступа в Интернет, однако уже не за горами и другие, более совершенные услуги DSL. Такие производители оборудования связи, как фирмы CopperCom, TollBridge Technologies и Jetstream Communications, активно работают над технологией передачи голоса по DSL. Как ожидается, каждая абонентская цифровая линия сможет обслуживать до 16 голосовых каналов. Еще одна перспективная область применения DSL - работа с приложениями, размещенными на Web-узлах. Зохар из Forrester Research уверен, что по мере распространения подобных услуг роль этой технологии будет неизбежно возрастать.

Пока же поставщикам услуг DSL следует обратить внимание на компании типа Apartment Availability Network (Даллас, шт. Техас). Эта фирма, специализирующаяся на учете продаваемого жилья, столкнулась с проблемой, до боли знакомой большинству быстро растущих малых компаний: все шире используя в своей работе Интернет, она быстро исчерпала возможности подключения по коммутируемым каналам. Примерно два года назад AAN начала оказывать услуги через “Всемирную паутину”, разместив свой Web-узел на сервере фирмы Verio (Денвер, шт. Колорадо). Кроме того, был организован доступ через Интернет к независимым базам данных о недвижимости.

В ноябре прошлого года фирме пришлось отказаться от коммутируемых каналов и перейти на оборудование SDSL с пропускной способностью 768 кбит/с. Благодаря этому, как отмечает Джеральд Муди, владелец фирмы, скорость доступа его пяти агентов в Интернет увеличилась почти в 20 раз. Ранее каждый из них получал индивидуальную учетную запись и мог работать со скоростью от 30 до 50 кбит/с. Теперь же все они используют единую цифровую абонентскую линию, за которую фирма платит $304 в месяц (это даже чуть дешевле, чем стоимость пяти учетных записей). Но экономией дело не ограничивается - DSL выгодно отличается от коммутируемых каналов пропускной способностью. “Даже если все служащие одновременно загружают информацию, связь теперь работает быстрее”, - отмечает Муди.

Что ж, некоторым компаниям технология DSL помогает работать быстрее, однако доступна она далеко не везде. Многие фирмы просто не имеют возможности воспользоваться цифровыми абонентскими линиями.

“Мы ждем не дождемся, когда же, наконец, DSL станет доступной повсеместно, - говорит Риз из Reinsurance Group of America. - Как только такие линии охватят весь мир, никто не сможет удержаться от соблазна перейти на них”.

Версия для печати