Постоянный высокоскоростной доступ все еще не так прост, как хотелось бы. Сможет ли он когда-нибудь стать корпоративным достоянием?

Джон Рендлмен    

Лэнс Фолкон попался. Ему пообещали, что цифровая абонентская линия с пропускной способностью 384 кбит/с окажется более надежной и не столь дорогой, как уже развернутая сеть с ретрансляцией кадров (frame relay). Поддавшись посулам, президент бостонской фирмы Horizon Information Group решил обратиться к услугам оператора связи UUNet (Фэйрфакс, шт. Виргиния), подразделения фирмы WorldCom.

“Нас убеждали, будто переход на новое подключение не вызовет никаких проблем и нисколько не скажется на уровне обслуживания, а вышло все наоборот”, - никак не может успокоиться Фолкон. Дело в том, что в начале нынешнего года он получил серьезный урок: в работе сети началась череда сбоев, один из которых длился целых семь дней. И стало ясно, что технология DSL таит в себе немало неприятных сюрпризов.

Роберту Курьеру пришлось немало потрудиться,

чтобы развернуть в университете Duke сеть DSL

Фолкон оказался среди тех, кто попал под влияние шумихи вокруг DSL (Digital Subscriber Line - цифровая абонентская линия). Сегодня все чаще можно встретить корпоративных потребителей, клюнувших на громкие обещания и вслед за тем испивших горькую чашу разочарования. Конечно, доступ становится быстрее, однако сколько ради этого приходится преодолевать препятствий, сколько времени терять на развертывание! Да и техническая поддержка клиентов зачастую оставляет желать много лучшего.

Все это заставляет всерьез задуматься. Да, технология DSL обещает более скоростной доступ, чем коммутируемые каналы. Да, она дешевле выделенных каналов. Но способна ли она при всем этом найти себе место хотя бы на небольших предприятиях и в удаленных корпоративных подразделениях? А порой раздается и другой вопрос: неужели операторы связи искренне готовы оказывать деловым клиентам услуги DSL, которые вступают в прямую конкуренцию с их более дорогостоящими предложениями? В конце концов, как считают эксперты, многие корпорации просто устанут дожидаться зрелого плода DSL и обратят свои взоры на другие высокоскоростные технологии. Это могут быть, скажем, кабельные модемы - темная лошадка сегодняшнего корпоративного рынка, или широкополосные услуги по мобильной передаче данных, которые уже маячат на горизонте.

“Технология DSL еще слишком сыра для корпоративного применения, - уверен Тодд Хиллегасс, сетевой инженер фирмы Keystone Financial (Харрисбург, шт. Пенсильвания). - Мы, по крайней мере, пока не торопимся брать ее на вооружение”. Его компания рассматривала возможность применения цифровых абонентских линий для связи с удаленными офисами, но отказалась от этой идеи из соображений безопасности.

А Эрик Клейн, аналитик фирмы The Yankee Group (Бостон, шт. Массачусетс), указывает на другую проблему: трудность практической реализации DSL. Принимая решение о переходе на эту технологию, уверен он, нужно учесть множество присущих ей технических трудностей, тщательно проанализировать обещания - зачастую весьма туманные - конкурирующих между собой поставщиков услуг, познакомиться с великим множеством разновидностей цифровых абонентских линий.

Особо тяжко, как считает Клейн, придется малому бизнесу, где организация подключений DSL потребует немалой доли ручного труда.

Сила и слабость DSL

В идеальном случае цифровые абонентские линии выглядели бы бесспорным лидером среди других широкополосных подключений. Они отличаются высокой скоростью передачи данных - обычно

1 Мбит/с в дуплексном режиме. В отличие от коммутируемых каналов и ISDN эти линии постоянно находятся в рабочем состоянии. Они примерно вдвое дешевле, чем выделенные каналы, за которые приходится ежемесячно платить по 700-800 долл., получая за эти деньги всего лишь 1,5 Мбит/с.

К тому же DSL обещает целый ряд весьма привлекательных функций, включая передачу голоса, которые недоступны в обычных подключениях Т-1 и сетях Frame Relay.

Однако с момента появления на свет технологию DSL буквально преследуют проблемы. Главным препятствием к ее широкому распространению по всей стране остаются технические аспекты реализации.

Цифровыми абонентскими линиями, как правило, можно воспользоваться не далее, чем в 5,5 км от АТС телефонной компании. За этой границей пропускная способность и надежность подключений DSL значительно снижаются из-за шумов и затухания сигнала. Да и на расстоянии менее 5,5 км часто приходится сталкиваться с проблемой “грязных кабелей”.

В течение многих лет операторы связи оснащали свои телефонные пары мостами-ответвителями и удлинительными катушками. Это делалось, чтобы охватить телефонной связью как можно большую зону и втиснуть в уже имеющиеся каналы как можно больший трафик. Однако, как оказалось, такие ответвители и катушки хороши лишь для телефонной связи, а для большинства разновидностей DSL становятся серьезным препятствием.

Возникают проблемы и с использованием самых современных разработок. Скажем, волоконно-оптические сети в большинстве своем оказываются просто несовместимыми с аналоговыми окончаниями DSL.

Следствием всех этих проблем является то, что к концу нынешнего года, по оценке The Yankee Group, DSL-услуги будут доступны только 20% населения США.

В Duke University (Дурхем, шт. Сев. Каролина) пробная эксплуатация цифровых абонентских линий началась два года назад. Здесь с помощью корпорации GTE была развернута полномасштабная сеть на базе DSL, охватившая почти 700 студентов, администраторов и врачей. Однако, как отмечает Роберт Курьер, директор систем передачи данных университета, за экономичность и высокую пропускную способность цифровых абонентских линий пришлось расплачиваться нелегким трудом.

Даже несмотря на то, что GTE постоянно шла навстречу специфическим требованиям университета, развертывание и освоение системы потребовало времени. В частности, возникли проблемы с подключением пользователей, да и определить, кто отвечает за создание и настройку сети, удалось не сразу.

Университету пришлось также решать вопросы безопасности. Особое внимание при этом, как рассказывает Курьер, обращалось на потенциальную опасность постоянного доступа и налаживание мониторинга DSL-трафика с помощью имеющегося оборудования и ПО. Дело закончилось тем, что всем пользователям было рекомендовано установить собственные брандмауэры и средства шифрования.

Ждите ответа...

К сожалению, преодоление технических трудностей - не единственный фронт битвы за цифровые абонентские линии. Чтобы воспользоваться услугой DSL, которую оказывает региональная компания группы Bell, порой приходится заключать целый ряд контрактов и заполнять массу документов, как того требует федеральное законодательство и местные правила. А это чревато бесконечными задержками.

Не спасет вас от заминок и обращение в другую компанию, ведь все поставщики услуг DSL, хотят они этого или нет, вынуждены опираться на местную телефонную сеть операторов Bell.

Многообразие видов DSL

Мало того, что услуги DSL получить не так-то просто, - пользователям приходится еще

и разбираться в различиях между массой разновидностей этой технологии.

Врезультате в заявку на цифровую абонентскую линию вкрадываются все новые ошибки, начинаются недопонимания, возникают длительные задержки с удовлетворением заявок конкурирующих поставщиков услуг на телефонные каналы. А все объясняется просто: у местной компании группы Bell просто нет стимула сотрудничать с конкурентами и ее руководство ничуть не торопится отлаживать внутреннюю систему обработки подобных заказов.

Именно сложности в отношениях между поставщиками услуг создали проблемы для Horizon Information.

“Когда мы позвонили в UUNet, эта фирма обратилась в Bell Atlantic с просьбой проверить канал DSL, - жалуется упомянутый выше Фолкон. - В ответ Bell проверила голосовые каналы волоконно-оптического кабеля и сообщила, что здесь все нормально. В результате с проблемой справилась вовсе не UUNet и не Bell Atlantic. Это удалось сделать одному из наших служащих, у которого оказался знакомый в Bell Atlantic. Правда, и тот не имел отношения к нашим каналам связи, но ему удалось упросить другого техника отремонтировать их”.

С тем, что развертывание цифровых абонентских линий вызывает серьезные трудности, согласны и сами поставщики услуг DSL. “Этот процесс проходит довольно болезненно”, - признает Друв Ханна, исполнительный вице-президент оператора связи Covad Communications (Санта-Клара, шт. Калифорния). Между его компанией и конечными потребителями вклиниваются местные компании группы Bell, совершенно не желающие сотрудничать с конкурентами. В результате приходится сталкиваться с волокитой, которая, по словам Ханны, серьезно вредит бизнесу его компании.

В компаниях наподобие Covad даже бытует термин, описывающий типичное поведение местных компаний группы Bell. “Долгая раскачка” - так оценивают они весьма вялую поддержку технологии DSL со стороны этих операторов связи.

Нежелание компаний Bell упростить процесс развертывания цифровых абонентских линий признает даже высшая телекоммуникационная инстанция США - Федеральная комиссия по связи. В недавнем интервью ее председатель Уильям Кеннард заявил: “Телефонная индустрия получила технологию DSL по меньшей мере десять лет назад, но до сих пор не реализовала ее на практике. Лучшее, что мы можем сделать для потребителя, - развернуть конкурентную борьбу”.

С этой целью в начале года комиссия утвердила новые правила, призванные ускорить распространение высокоскоростного доступа за счет совместного использования абонентских линий связи разными поставщиками услуг.

Но и это еще не решает проблемы целиком. Преодолев все препятствия на пути развертывания DSL и получив цифровую абонентскую линию в свое распоряжение, деловой пользователь тут же сталкивается с проблемой совместимости.

Конфигурирование DSL для прямого подключения к корпоративной ЛВС проходит, мягко говоря, с большим трудом.

Компанию Bell Atlantic ничуть не смущает, что ее услуга DSL, получившая наиболее широкое распространение в стране, разрабатывалась без учета потребностей делового пользователя. “Мы предлагаем широчайший спектр услуг для бизнеса, поэтому решили нацелить ADSL (асимметричная DSL) на рядового пользователя”, - признается Джефф Уолдхантер, директор стратегии сетевых услуг нью-йоркской компании. Благодаря этому, поясняет он, удалось предельно упростить работу с цифровой абонентской линией обычным пользователям ПК, работающим на дому.

Деловым же клиентам, считает он, лучше подойдут другие услуги - более дорогостоящие частные линии, цифровые сети с интеграцией служб ISDN, каналы Frame Relay и тому подобное.

Пока операторы связи разбираются с вопросами развертывания DSL, производители оборудования уже реагируют на жалобы конечных пользователей и оснащают свои продукты специальными функциями. Фирма Cisco Systems (Сан-Хосе, шт. Калифорния) разработала целую программу поддержки технологии цифровых абонентских линий под названием GlobalDSL. Ее суть изложил Энзо Синьоре, директор по маркетингу подразделения DSL, входящего в бизнес-линию оказания услуг Service Provider этой фирмы. Задача программы состоит в том, чтобы “обеспечить совместимость DSL во всех производственных линиях путем загрузки сетевой операционной системы IOS”.

Но как бы то ни было, сегодня все чаще раздаются жалобы на цифровые абонентские линии и потенциальные потребители отворачиваются от DSL, - так считает Клейн из The Yankee Group. Тем же, кто, несмотря на вышесказанное, все же решится взяться за эту технологию, он советует хорошенько подготовиться. Прежде всего к задержкам. “С момента подачи заявки до первой реакции на нее может пройти от трех до шести недель”, - говорит он и рекомендует выбирать те фирмы, которые славятся качеством обслуживания клиентов.

Отмечает Клейн и еще один аспект: “DSL роднит с другими компьютерными и сетевыми технологиями то, что все они очень редко начинают работать, как ожидалось, сразу после развертывания”.

О преградах на пути к высокоскоростным и недорогим широкополосным подключениям, в том числе DSL, можно узнать из технического анализа Тестового центра eWeek Labs, подготовленного Майклом Кейтоном. Этот документ опубликован по адресу: www. eweek.com/links.

    

Четыре способа подключений

Сохранить существующую инфраструктуру или создать новую? От этого решения зависит, во что обойдется организация высокоскоростного доступа в Интернет многих пользователей. О возможных вариантах рассказывает eWeek Labs.

Кабельные модемы способны обмениваться информацией на скоростях до 30 Мбит/с; средняя пропускная способность составляет около 1 Мбит/с. Стоимость модернизации кабельной инфраструктуры может превысить 200 долл. на здание.

Цифровые абонентские линии DSL способны передавать информацию на скорости от 128 кбит/с до 52 Мбит/с; соответственно меняется и цена услуги. Реализация затруднена необходимостью модернизации коммутирующего оборудования и ограничениями на дальность. Этими же причинами объясняется и сравнительно небольшая распространенность подобных услуг.

Цифровые сети с интеграцией служб ISDN обеспечивают цифровое телефонное обслуживание и обмен данными на сравнительно невысоких скоростях - до 128 кбит/с. Как показывает практика, реализация этой технологии обходится весьма дорого и занимает много времени, что снижает ее распространенность.

Спутниковые беспроводные системы требуют дорогостоящей спутниковой инфраструктуры, стоимость которой, однако, распределяется между множеством пользователей. Прием информации производится на небольших - до 400 кбит/с - скоростях, а для передачи данных необходима наземная линия связи.

Версия для печати