СОБЫТИЯ

         

В конце ноября компания CompTek (www.comptek.ru) провела в подмосковном отеле Holiday INN в Виноградове пятую ежегодную конференцию по компьютерной и IP-телефонии.

Традиционно ee открывал председатель исполкома Ассоциации Документальной Электросвязи А. С. Кремер, отметивший бурное развитие рынка компьютерной и IP-телефонии в России, а также важную роль этой конференции в становлении и развитии рынка услуг IP-телефонии в России.

Являясь ведущим дистрибьютором сетевого и телефонного оборудования Lucent и Cisco, компания CompTek в середине 90-х годов одной из первых в России приступила к поставкам продуктов Dialogic, ставших основой сетей IP-телефонии первого поколения в нашей стране. Выполняя нетрадиционную для дистрибьюторской компании организаторскую и просветительскую роль, CompTek многие годы активно оказывает информационную и правовую поддержку участникам стремительно развивающегося рынка Интернет-услуг.

Пятая по счету ежегодная конференция стала самой большой и продолжительной за всю свою историю и собрала 250 участников. Сравнивая конференцию прошлого и нынешнего года, поражаешься, какой большой путь всего за год прошел рынок услуг IP-телефонии, создавший за короткий срок развитую инфраструктуру и объединивший сотни компаний.

Бизнес в этой области пока очень динамичен и высокоприбылен. Многие фирмы окупили инвестиции в десятки и сотни тысяч долларов в течение четырех - шести месяцев. Региональные операторы возвращают инвестиции в дорогостоящее оборудование и ПО в среднем за год. Они же испытывают и более сильное противодействие со стороны местных операторов традиционных услуг телефонной связи. Стоимость базовых услуг доступа в Интернет по каналу E1 оказывается для них во много раз выше, чем для московских операторов, но и это - не самая серьезная проблема. Большое впечатление на заседании круглого стола произвело выступление регионального оператора услуг обычной телефонии: с одного из нарождающихся провайдеров услуг IP-телефонии только лишь за подключение по каналу E1 она запросила более 20 тыс. долл., мотивируя это тем, что они закапывали кабель семь лет - и “+вы тоже будете копать”. Интересно, что, по словам выступавшего руководителя, за все семь лет его фирма так и не смогла оправдать затрат от “закопанного в землю”.

Однако практически все операторы согласны с тем, что именно региональный бизнес сейчас наиболее перспективен.

Быстро снижается стоимость услуг междугородной и международной телефонии. Компания TARIO.net предлагает корпоративным клиентам телефонные звонки в США и страны Европы по цене 0,1 долл. за минуту разговора, а по России - 0,04 долл.

При этом интересно, что значительную часть зарабатываемых средств операторы получают не за предоставление телефонных услуг местному населению, а за терминирование трафика внешних абонентов - как международных, так и междугородных. Например, крупный московский оператор IP-телефонии терминирует трафик небольшого американского оператора IP-телефонии объемом 200 тыс. минут в месяц.

Технические проблемы стоят перед операторами не настолько остро, как в прежние годы, и большинство внедряемых решений являются типовыми. Особое значение приобретают вопросы объема бизнеса и его эффективности, поэтому много внимания на конференции уделялось решениям для биллинга, взаимодействию операторов, экономичным и масштабируемым платформам.

В качестве последних преобладают решения Cisco (www.cisco.ru), хотя компании Dialogic (www.dialogic.com), продукты которой традиционно выпускаются в виде компьютерных плат, удается сохранять сильные позиции, особенно после преобразования в подразделение Intel.

Одним из последних продуктов Dialogic для операторов IP-телефонии являются PCI-платы DM3 QuadSpan, поддерживающие до четырех потоков E1 и до 120 голосовых вызовов.

Стратегии развития операторов постепенно разделяются. Некоторые из них, такие, как TARIO.net (www.tario.net) и OSS-Net (www.oss.ru), активно развивают партнерскую сеть в регионах, внедряя решения, маршрутизируя трафик партнеров и проводя взаиморасчеты.

Другие компании развивают новые виды услуг, например обработку и передачу универсальных сообщений (unified messaging), в том числе для сетей мобильной телефонии. Свои решения в этой области на конференции представили компании “Форте-IT” (www.forte-it.ru) и Novavox (www.novavox.ru).

Актуальной задачей для операторов остается управление большими сетями. Один из основателей IP-телефонии - израильская компания VocalTec (www.vocaltec.com), крупнейший производитель менеджеров голосовых шлюзов (gatekeeper), вместе с российским оператором IP-телефонии “Ар-Джи-Си” продемонстрировал на стенде платформу VocalTec Network Manager, оснащенную графическим интерфейсом для управления сетями IP-телефонии с рядом интегрированных приложений для контроля взаимодействия операторов и доступа клиентов к разнообразным услугам.

Подводя краткие итоги увиденного, отмечу, что инфраструктура IP-телефонии развивается очень быстро. Это реальный сектор бизнеса, а не ожиданий, и если всех провайдеров IP-услуг не заставят “копать”, буквально в несколько лет объем услуг Интернет-телефонии (по крайней мере в минутах) сравняется с объемом услуг обычной телефонии.

Кроме того, создается впечатление, что на сегодняшний день участие производителей ПО и оборудования в таких конференциях существенно эффективнее, чем участие в выставках: оно требует гораздо меньше средств, сил и времени на подготовку и позволяет напрямую общаться с интересными партнерами, в том числе в неформальной обстановке.

CompTek: (095) 785-2525.

Версия для печати