Горизонтальная среда “мобильного” Интернета

ПОДВИЖНАЯ СВЯЗЬ

В конце декабря компания Ericsson (www.ericsson.ru) провела семинар для представителей прессы, посвященный актуальным аспектам развития мобильного доступа в Интернет. Особое внимание было уделено формированию открывающегося сегмента рынка связи и анализу перспективной концепции операторского бизнеса, в том числе перераспределению финансовых потоков между основными “игроками” в новом мире телекоммуникаций.

Наряду с традиционными характеристиками “мобильного” Интернета на семинаре применительно к этой среде прозвучал пока еще непривычный термин “горизонтализация”. Впервые появившись в 80-х годах в компьютерной промышленности и информатике, это явление, существенно меняющее взаимоотношения в бизнесе, теперь переносится на телекоммуникационную отрасль.

Новая бизнес-модель

В обоснование данной тенденции отмечалось, что происходит отделение основных технологий связи от приложений. В своей традиционной форме приложения и услуги всегда были неотделимы от канала доставки, например, от GSM-структуры или фиксированных сетей связи. Это приводило к жесткой вертикальной сегментации рынка поставщиков и ассоциированных цепочек дополнительных услуг.

Сегодня мы наблюдаем “падение” этих вертикальных структур и появление горизонтально сегментированных цепочек создания дополнительной стоимости. Это означает, что практически любое приложение или услуга могут предоставляться независимо от применяемой сетевой технологии.

В подобной горизонтальной среде разработки услуг, где пользовательские устройства, инфраструктура и приложения больше не связаны, получает развитие архитектура типа “клиент - сервер”, которая потребует взаимодействия между абонентским терминалом и сервером на уровне программных платформ и приложений.

Наряду с рынком мобильных Интернет-приложений изменяется и структура всей телекоммуникационной отрасли: постепенно ранее принятая модель вертикальной интеграции, подходящая для голосовой телефонной связи, замещается индустрией “мобильного” Интернета, ориентированной на приложения. У сетевых операторов и сервис-провайдеров появляется возможность превратиться в широкопрофильных поставщиков телекоммуникационных услуг и сосредоточиться на создании бизнес-пакетов для клиентов и пользователей сегментов B2B и B2C.

Михаил Подопрыгалов: “Мобильный Интернет формирует

совсем другую модель бизнеса и создает новый Клондайк”

Структура новой бизнес-модели помимо операторов сетей включает поставщиков услуг, контента и приложений, рекламных агентов, брокеров услуг и владельцев порталов. Ожидается, что в недалеком будущем доли этих сегментов в стоимости услуги распределятся следующим образом: поставщик услуг - 30%, владелец сети - 10%, поставщик приложений - 20%, владелец портала - 18%, брокер услуг - 7% и владелец контента - 15%.

“Налицо существенное перераспределение доходов между сферами деятельности: инфраструктура даст 10%, а информационное наполнение - 22%, - сказал Михаил Подопрыгалов, руководитель отдела стратегического маркетинга Ericsson Corporatia AO. - Операторам стоит подумать о своей новой роли, о провайдерских функциях, о необходимости создания порталов услуг и т. д.”

Весьма показательным является опыт японского оператора мобильной связи NTT DoCoMo. Эта компания с успехом внедрила технологию iMode (число пользователей данной службы DoCoMo достигло 15 млн.). Поскольку созданные на ее основе услуги были ориентированы на конечного пользователя, доходы компании за полтора года в расчете на одного абонента в среднем возросли на 25-30%. В частности, источниками дохода стали дополнительные голосовые услуги ($13,2 в месяц), передача данных ($8,9), плата за услуги ($3,0), комиссия за биллинг ($0,1), контент ($1,1 - для ISP).

Ericsson: (095) 247-6212.

Версия для печати