“Серые” поставки угрожают рынку сотовой связи

СОТОВАЯ СВЯЗЬ

Представительства ведущих мировых производителей сотовых телефонов бьют тревогу: объем “серого” импорта в Россию составляет, по разным оценкам, от одной до двух третей всего рынка сотовой связи. Это - огромная цифра, учитывая, что в России число абонентов сотовой связи к концу прошлого года превысило 3 млн., а оборот рынка - 250 млн. долл.

На пресс-конференции, состоявшейся в марте в Москве, специалисты фирм - поставщиков мобильных телефонов: Alcatel, Motorola, Nokia, Panasonic, Philips, Samsung и Siemens - подчеркивали, что использование аппаратов, не сертифицированных соответствующими органами, не только подрывает официальный рынок и престиж производителей, но и чревато неприятностями для самих пользователей - в самый ответственный момент такой телефон может отказать.

Появление “серых” телефонов в нашей стране обусловлено тем, что отдельные дистрибьюторы и дилеры приобретают эти устройства не по официальным каналам, а в тех странах, где их стоимость гораздо ниже благодаря существующей там системе субсидирования.

В европейских странах многие крупные операторы, желая привлечь новых клиентов, продавали мобильные телефоны по символической цене, иногда доходившей до одной немецкой марки. Понятно, что прибыль, а также стоимость самого аппарата операторы возвращали, предоставляя услуги. А чтобы клиент не ушел к другому оператору, телефоны снабжали специальными программными “замками”, именуемыми SIM-Lock. Эти замки и взламывали российские хакеры. Правда, сейчас, понеся убытки, часть операторов связи вернулась к реальным ценам.

Как подчеркнули представители компаний, большинство российских пользователей даже не подозревают о том, что им продали “серый” товар. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, производители начали широкомасштабную акцию, цель которой - распространить информацию о том, по каким признакам можно отличить легальный аппарат от “серого”. У каждой фирмы - свой набор “идентификационных признаков”. Ознакомиться с ними можно в представительствах компаний и на их Web-сайтах.

Версия для печати