РЕТРАНСЛЯТОРЫ

Авиационные ретрансляторы при реализации региональных проектов могут оказаться выгоднее спутниковых

Использование спутников для обеспечения всех видов беспроводной связи в пределах крупных мегаполисов - удовольствие дорогое. В качестве значительно более дешевой альтернативы американская компания Angel Technologies разработала так называемую программу HALO (High Altitude Long Operation). Она базируется на применении высотных самолетов Proteus, способных находиться в воздухе на высоте 18-20 км в течение 14 часов. Три таких самолета, оснащенные приемопередающей аппаратурой и подфюзеляжной антенной решеткой с рабочим диапазоном 38-40 ГГц, сменяя друг друга, обеспечивают передачу сигналов на территорию диаметром 50-75 миль.

Самолет-ретранслятор Proteus

Проведенные расчеты показывают, что образованная с помощью двух Proteus региональная сеть дешевле спутниковой. Она передает сигналы только на густонаселенный регион, чего не может обеспечить ни один спутник, а использование электроэнергии при этом снижается в 10 раз. Кроме того, при решении о запуске спутника на кон ставятся инвестиции в миллиарды долларов. Проекты HALO требуют меньших затрат и могут внедряться поочередно, только там и тогда, когда в этом возникает необходимость.

Немаловажно, что на самолетах Proteus, в отличие от спутников, оборудование можно постоянно модернизировать.

Трансляция ведется с высоко летающих по кругу Proteus, что позволяет отказаться от создания в пределах мегаполиса сети ретрансляторов, а также телебашен. Приемные устройства, расположенные на земле, имеют небольшие антенны, автоматически отслеживающие положение Proteus.

Использование самолетов для передачи телевизионных сигналов на большие расстояния имеет длинную историю. Так, в СССР во время открытия Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 г. между Москвой и Минском летали два самолета Ли-2. Первый передавал сигнал из Москвы в Смоленск, а второй - из Смоленска в Минск. Еще один Ли-2 транслировал открытие фестиваля из Киева в Одессу. Появление спутников связи свело опытные работы по использованию самолетов-ретрансляторов на нет.

А вот американцы, разрабатывая несколько военных программ по созданию высотных самолетов, способных находиться в воздухе по многу часов, решили найти им и гражданское применение. Так появился Proteus, первоначально спроектированный как беспилотный самолет-разведчик. Созданный по совершенно необычной схеме, он имеет четыре сильно удлиненных крыла и построен почти полностью из углепластиков. Это позволило при взлетном весе в 5,67 т нести полезную нагрузку в 1 т. Заметим, что непосредственно Proteus создает компания Scaled Composites, принадлежащая Бурту Рутану - первому в мире летчику, пролетевшему вокруг света без посадки и дозаправки в воздухе на спроектированном им самим высотном самолете.

Пока оборудование, установленное на Proteus, обеспечивает передачу деловой информации в цифровой форме со скоростью 5-12,5 Мбит/с плюс цифровое вещание.

Цель компании Angel Technologies Corporation - иметь 100 000 пользователей в 30 крупных мегаполисах США. Для этого надо построить 100 самолетов Proteus. Первоначальными объектами выбраны район Лос-Анджелеса и территория от Сан-Диего до Сан-Франциско. Суммарные инвестиции в осуществление всех намеченных проектов оцениваются в 760 млн. долл.

Если система HALO вполне подходит для такой богатой страны, как США, то для Бразилии американцы разработали значительно более дешевую. Она базируется на мотопланере бразильской авиастроительной компании Aeromot и телекоммуникационном оборудовании США. Получившая название ARC (Airborne Relay Communication) система будет обслуживать телефонные и телевизионные линии связи, а также Интернет в штате Белу Оризонте.

Версия для печати