АВИОНИКА

Российским авиакомпаниям пришлось раскошелиться на новые бортовые системы

С апреля этого года в Европу и через нее могут летать отнюдь не все самолеты, принадлежащие российским авиакомпаниям. Теперь в небо Западной и Центральной Европы допускаются лишь воздушные суда, оснащенные приборами (системами) предупреждения столкновения в воздухе (TCAS). Системы предоставляют информацию о вертикальном маневре, который должен быть совершен для предотвращения столкновения или опасного сближения.

Оборудование TCAS фирмы Honeywell

Рекомендации пилот видит на экране специального дисплея, входящего в комплект TCAS, и слышит в наушниках. Предупреждение появляется за 15-35 с до предполагаемого момента столкновения и обеспечивает расхождение по высоте на расстоянии от 100 до 200 метров. Отслеживаются все воздушные суда, находящиеся в радиусе 25 км от самолета. Что касается разводки по курсу, то это значительно сложнее и, по мнению производителей приборов TCAS, будет воплощено не ранее чем через несколько лет.

Появление систем TCAS - один из первых шагов к глобальной системе, названной “свободный полет”. Она позволит контролировать весь маршрут - от взлета до посадки - за счет средств, установленных на борту самолета и не прибегать к помощи наземных служб управления воздушным движением.

Сама по себе система TCAS - вещь весьма дорогая и в России не производится. Давно прошли времена, когда отечественные предприятия выпускали все необходимое радиотехническое оборудование для самолетов. Сейчас российские авиакомпании платят за комплект TCAS, устанавливаемый на каждый магистральный пассажирский самолет, около 200 тыс. долл. Основные закупки систем производятся у американских компаний Honeywell (www.honeywell.com) и Collins.

Система TCAS-II, выпускаемая Honey-well, состоит из ответчика типа S, разработанного специально для самолетов гражданской авиации, пульта управления и ряда других приборов. Две направленные антенны, устанавливаемые на верхней и нижней частях фюзеляжа, излучают волны по четырем направлениям на частоте 1030 МГц в виде импульсов различной мощности через один из четырех сегментов, выбранных компьютером. Компьютер получает и обрабатывает информацию со всех устройств, включая сведения об азимуте. Заложенная в него программа использует алгоритмы, предоставленные американской авиационной администрацией FAA. Следует отметить, что программа оценивает возможность столкновения не на основе расстояния между самолетами, а по времени до возможного столкновения.

У российских авиакомпаний, имеющих самолеты западного производства, таких, как “Аэрофлот” и “Трансаэро”, TCAS входит в стандартную комплектацию бортового оборудования. Это же оборудование установлено и на новейших российских авиалайнерах - Ту-204 и Ил-96-300.

Однако другим авиакомпаниям, осуществляющим регулярные и чартерные пассажирские рейсы в Европу самолетами отечественного производства, пришлось позаботиться об этих приборах. Так, “КрасЭйр”, по словам директора по маркетингу Андрея Егорова, уже оснастил TCAS три борта Ту-154М и два борта Ил-86. Генеральный представитель “Кавминводыавиа” (KMV) Светлана Белова сообщила, что помимо Ту-204, полученного авиакомпанией 28 октября 2000 г., TCAS установили на одном Ту-154М и этого вполне хватает, чтобы полностью удовлетворять все заявки по перевозке туристов в Европу.

“Сибирь”, по словам начальника управления ресурсов авиакомпании Василия Ставничего, уже оснастила указанными приборами четыре Ил-86 и пять Ту-154М. В ближайшее время будут дооборудованы три Ил-86 и три Ту-154, а с недавно приобретенными Ту-204 проблем нет.

“Ист-Лайн” также подготовился к нововведению и имеет достаточное число бортов, оснащенных TCAS. К началу летнего сезона это оборудование было установлено еще на нескольких самолетах. По словам генерального директора “Уральских авиалиний” Сергея Скуратова, его авиакомпания загодя оснастила системой TCAS семь бортов.

Версия для печати