СЕТЕВЫЕ РЕШЕНИЯ

Технологическая сеть связи Министерства путей сообщения (МПС) - крупнейшая среди ведомственных и корпоративных сетей страны. Эксплуатационная длина российских железных дорог (РЖД) составляет 86 тыс. км (см. PC Week/ RE, № 39/ 2000, с. 1), и на всем их протяжении обеспечивается управление подвижным составом, станционными сооружениями, дорожными предприятиями и службами.

Технологическая телефонная сеть МПС

Важнейшее место в технологической структуре МПС занимает центральная станция связи (ЦСС), созданная 83 года назад. Она является важнейшим узлом ведомственной сети, насчитывающей около 40 тыс. км магистральных волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), свыше 50 тыс. км медных кабельных линий, 20 тыс. км воздушных линий связи, 10 тыс. км радиорелейных линий, 350 тыс. радиостанций, порядка сотни терминалов системы спутниковой связи “Транстелесат”.

ЦСС решает целый ряд разноплановых задач - от реализации офисной связи для центрального аппарата МПС и взаимодействия с телефонной сетью общего пользования (ТфОП) до телекоммуникационной поддержки транспортных коридоров на железных дорогах всего постсоветского пространства и ряда стран бывшего социалистического лагеря. В частности, она позволяет связаться с любым пересадочным узлом, станцией или полустанком РЖД и смежных железнодорожных сетей на территории от Тихого океана до Балтики.

С 1985 г. на ЦСС использовалась цифровая учрежденческая автоматическая телефонная станция (УАТС) производства компании ITT. К концу 90-х годов она выработала свой ресурс, к ней давно не поставлялись запчасти и говорить о развитии сети на ее базе уже не приходилось. На повестку дня встал вопрос реконструкции всего узла связи на современной основе. В апреле 1999 г. в качестве подрядчика для проведения этих работ была выбрана московская фирма ЧЕРУС (www.cherus.ru). Она создала эффективную схему связи, установила современное оборудование и проложила ВОЛС, приспособила помещения для работы новой техники.

Евгений Жуков: “Предложения

ЧЕРУС были оптимальными”

Надо отметить, что в ЦСС устарела не только УАТС - требовали замены и все обслуживающие системы (оборудование электропитания и кондиционирования, кабели связи и многие другие устройства).

Например, кабельное хозяйство, как в головном офисе МПС на Ново-Басманной, так и в других корпусах на Ново-Рязанской и Старо-Басманной улицах, создавалось поэтапно начиная с 20-30-х годов. Нередко кабели были просто “замурованы” в стенах, и проводить какие-либо работы по их ремонту было уже нельзя: старая сеть не отличалась гибкостью и не давала возможности развития.

По новому проекту, разработанному при участии института “Гипросвязь”, в качестве коммутационной платформы была выбрана УАТС Definity EPN (ПО восьмой версии) производства компании Avaya и городская АТС 5ESS-2000 фирмы Lucent. Последняя включена в транзитном режиме и использовалась в качестве шлюза для соединения корпоративной сети с ТфОП. На этой основе и была проведена реконструкция действующей АТС 262.

На смену телефонным кабелям полувековой давности пришли ВОЛС общей длиной около 20 км, на которых было установлено SDH-оборудование фирмы ECI. Причем ВОЛС между основными объектами на сети (Ново-Басманная - Ново-Рязанская - Старо-Басманная) прокладывалась по альтернативным трассам. Взаимодействие с ГАТС осуществлялось как по цифровым, так и по аналоговым соединительным линиям (СЛ): 84 потока E1 и 550 ДАТС. Важной особенностью Definity является ее способность взаимодействовать с сетевыми устройствами как на основе стандартных интерфейсов, так и с использованием специальных протоколов и стыков, характерных для железнодорожной корпоративной сети.

Схема связи АТС ЦСС

Проектная абонентская емкость ЦСС составляет 16 200 портов. Их них в настоящее время включено 13 500. “Уже сейчас эта станция считается крупнейшей инсталляцией Definity в Европе”, - сказал Василий Гончаров, генеральный директор компании ЧЕРУС. УАТС смонтирована в 12 стойках, десять из которых находятся в главном помещении, а две используются в качестве выносов. Применение современной телекоммуникационной техники и инженерных систем позволило высвободить до 400 кв. м производственных помещений, сократив их площадь с 600 до 200 кв. м.

Для энергообеспечения АТС (потребляемая мощность порядка 140 кВт) в проекте были задействованы системы электропитания фирм ASCOM и АВВ. Оборудование этих компаний использовалось в ЦСС и ранее и показало свою надежность. Для поддержания нормального теплового режима в аппаратных залах работают системы вентиляции и кондиционирования фирм Liebert-Hiross и Daikin. Кроме того, смонтирована структурированная кабельная система (СКС) Systimax фирмы Avaya на 2,7 тыс. портов.

“Все ремонтно-строительные работы, установку оборудования связи, электропитания, кондиционирования, прокладку кабеля специалисты фирмы ЧЕРУС сумели провести на действующем объекте, не отключая старую станцию и не нарушая технологическую связь”, - отметил Евгений Жуков, главный инженер ЦСС МПС. И лишь когда все было готово, осуществили достаточно плавный переход на новую систему. Перерыв в связи был сведен к минимуму.

Компания ЧЕРУС в течение года (с апреля 2000 г. по июнь 2001 г.) провела значительный комплекс работ по реализации проекта модернизации ЦСС МПС общей стоимостью порядка 10 млн. долл. Цена одного порта системы коммутации при существующей конфигурации сети составила около $270, с учетом ремонта помещений, прокладки кабелей и установки вспомогательного оборудования - от $300 до $900. В новой сети началась установка современных цифровых терминалов и уже задействовано 700 многофункциональных телефонных аппаратов.

ЧЕРУС: (095) 428-0011.

Реконструкция ЦСС МПС

- Абонентская емкость сети, номеров

действующая                                                                                                     13 500

проектная                                                                                                           16 200

- Количество СЛ:

цифровых E1                                                                                                       84

аналоговых ДАТС                                                                                                550

- Коммутационное оборудование - УАТС Definity (Avaya), ГАТС 5ESS (Lucent)

- Мощность оборудования электропитания (ASCOM, ABB), кВт                          140

- Емкость СКС Systimax (Avaya), портов                                                                 2700

- Протяженность ВОЛС, км                                                                                    20

- Стоимость проекта, млн. долл.                                                                            10

Версия для печати