IP-телефоны “обрастают” приложениями

КОНКУРСЫ

Российское отделение Cisco Systems (www.cisco.ru) подвело итоги конкурса XML Contest (www.xmlcontest.ru). О его начале было объявлено 9 октября на конференции CiscoExpo’2001 в рамках долгосрочной программы поддержки разработчиков программного обеспечения для архитектуры Cisco AVVID (Architecture for Voice, Video and Integrated Data). На конкурс принимались прикладные программы для IP-телефонов, написанные с помощью языка XML. Приложения должны были расширять функциональные возможности и сферу применения IP-телефонов. Оборудование для участников (IP-телефоны Cisco и ПО Call Manager) предоставили компании AMT Group, CompTek и Croc. Результаты оценивало жюри, в которое входили сотрудники компаний-операторов, системных интеграторов и специализированных СМИ, в том числе и автор этих строк.

IP-телефон Cisco 7960

На конкурс поступило полтора десятка приложений от десяти компаний, причем наиболее популярной темой оказалась информационно-справочная система для руководителей. По мнению большинства участников, для работы с компьютером и сложных запросов к КИС у современного руководителя высшего ранга имеются, как правило, специальные помощники, а телефон он вполне может использовать самостоятельно. При этом IP-телефон, хотя и выглядит как обычный аппарат, по сути является полноценным компьютером и может служить “сверхтонким” клиентом корпоративной информационной системы. Впрочем, представленные системы на базе IP-телефонов были ориентированы не только на руководителей, но и на рядовых сотрудников. Почти все они русифицированы и имели интерфейс “цифрового меню”.

Первое место и право представлять Россию на конкурсе региона EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) завоевала англоязычная система Nimeta-IPP компании HRS (Hotel and Restaurant Systems, www.hrs.ru). Она оказалась наиболее функционально насыщенной и состояла из различных функциональных модулей, позволяющих с помощью IP-телефонов отслеживать и управлять сложным современным гостиничным комплексом. В частности, начиная и заканчивая уборку в номере или выполняя какие-либо другие функции, обслуживающий персонал гостиницы вместо телефонного звонка менеджеру может просто вводить необходимые данные с установленных в соответствующих местах IP-телефонов. В свою очередь постояльцы гостиницы с помощью IP-телефонов могут заказывать разнообразные услуги в различных службах отеля и других связанных с ним предприятий без непосредственного контакта с персоналом, а также проверять состояние своего счета или заказа. В принципе, частично подобные функции можно реализовать и в рамках интеграции гостиничных ИС и УАТС, а также телевизора и видеосети гостиницы, но стоимость подобной системы, а также ее эксплуатации и модернизации будет намного выше, чем при использовании IP-телефонов. С помощью языка XML, знакомого подавляющему большинству современных программистов, и IP-телефонов, в том числе и беспроводных, подобную систему можно создать и развернуть буквально в считанные дни.

На втором месте оказалась компания PixelSoft (www.pixelsoft.ru), также представившая гостиничную систему с меньшим, чем у HRS, количеством функций, но зато оснащенную голосовым интерфейсом. Кроме того, компания PixelSoft успела разработать и вторую ИС, в которой IP-телефон очень удачно использован в качестве электронной “доски объявлений” предприятия, а также корпоративного справочника, тесно интегрированного с компьютерной сетью.

Третье место заняла компания CMA (www.cma.ru). Ее информационно-аналитическая система, подобно многим другим, выводила на дисплей IP-телефона главным образом справочную информацию о рынке ценных бумаг. Она смогла завоевать симпатии некоторых членов жюри благодаря тому, что в ней был реализован и работал в реальном времени доступ в Интернет с помощью сотового телефона. (Остальные участники просто посетовали на отсутствие доступа в Интернет на сцене конференц-зала гостиницы “Олимпик-Пента”, где проходил конкурс, и показали заранее заготовленные статичные картинки.)

В качестве призов победители получили IP-телефоны: за первое место - пять, за второе - три, за третье - один. Среди других приложений, не завоевавших призов, можно отметить терминал кладовщика на базе IP-телефона в складской ИС компании “Интернет-Фабрика” и информационный корпоративный портал фирмы “Город-Инфо”.

К сожалению, ни одна из продемонстрированных на конкурсе систем пока не внедрена. Тем не менее IP-телефония стремительно перешагнула пятилетний рубеж, уже обеспечив помимо удешевления телефонного трафика качественно более высокие функциональные возможности конечным пользователям с помощью новых IP-телефонов. Накануне конкурса состоялся семинар для корпоративных пользователей и операторов компании Cisco Systems, на котором, в частности, было объявлено о начале поддержки с 31 декабря русского языка (наряду с другими десятью) в продуктах Call Manager и IP-телефонах. Кроме того, по мнению специалистов Cisco, сейчас начинает стремительно развиваться технология передачи видеоданных по IP, подобно тому, как это пять лет тому назад происходило с передачей голоса. Главная роль здесь будет принадлежать, по всей видимости, также технологии Ethernet - хорошо проверенной, масштабируемой и обладающей чрезвычайно большим установленным парком оборудования. Итальянский оператор FastWEB и шведская компания B2 уже успешно используют передачу видео по IP в своих сетях.

Cisco Systems: (095) 961-1410.

Версия для печати