ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Технологии мгновенного обмена сообщениями IM (Instant Messaging) еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем она станет столь же эффективным и широко используемым инструментом бизнеса, как электронная почта. Тем не менее федеративность - объединение разных IM-сетей в одну - делает эту технологию более адаптивной к разным нуждам.

Чтобы проверить, насколько просто можно объединить (создать федерацию) две сети мгновенного обмена сообщениями, лаборатория eWeek Labs провела тестирование трех платформ IM масштаба предприятия: OPN (Open Presence Network) System XT компании Antepo, Sametime (продукт IBM Lotus) и LCS (Live Communications Server) корпорации Microsoft.

Мы установили, что все еще необходимо проделать значительную работу, прежде чем IM достигнет уровня развития электронной почты с точки зрения интероперабельности разного ПО и масштабирования. Однако эта технология вполне подходит для создания федеративных сетей, в которых используются одни и те же IM-системы, и для выхода в общественные сети. А для компаний, которые не желают строить федеративные сети IM, существуют альтернативы, позволяющие создать среду коллективной работы на базе мгновенного обмена сообщениями без объединения различных IM-систем.

Сегодня развертывание федеративных систем сталкивается с двумя крупными проблемами: недостаточной совместимостью IM-приложений и сложным процессом администрирования при построении доверительных отношений между сетями.

В ходе тестирования мы обнаружили, что можем обойти проблему недостаточной совместимости с помощью шлюзов и коннекторов. Но эти коннекторы позволяют решить лишь часть проблем несовместимости. Например, IBM Lotus Sametime и Microsoft LCS используют стандарт SIP (Session Initiation Protocol). Но при этом в каждом продукте применяются различные подмножества этого протокола, так что они не могут взаимодействовать сами по себе.

А такие продукты, как OPN System XT компании Antepo и Jabber Extensible Communications Platform, напротив, используют протокол XMPP (Extensible Messaging and Presence Protocol) и могут подключаться к Sametime и LCS, создавая доверительные отношения.

Компоненты SIP имеются в продуктах как Antepo, так и Jabber: Antepo без каких-либо дополнений поддерживает SIP, а Jabber имеет шлюз SIP. Это позволяет им подключаться к сетям, построенным на основе Sametime или LCS.

Во время испытаний мы легко подключили IM-среду OPN System XT к платформе Microsoft LCS 2005, размещенной в отдельном домене. Однако задача создания федерации с другими сетями может представлять сложность из-за требований безопасности при создании доверительных отношений с использованием протокола TLS (Transport Layer Security) и из-за необходимости создавать и управлять сервером, который обрабатывает соединения с другой сетью или сетями. При этом и Antepo, и Jabber, и Microsoft поддерживают TLS в качестве механизма управления доверительными и зашифрованными коммуникациями как на уровне шлюза, так и на уровне клиента.

Дальнейшее тестирование было сопряжено со значительными трудностями. Например, чтобы провести испытания LCS, нам пришлось настроить пять серверов лишь для того, чтобы скомпоновать базовое сетевое окружение, которое поддерживало бы федеративность. Создание обращенной вовнутрь среды LCS потребовало контроллера домена на базе Windows Server 2003 и LCS-сервера, поддерживающего внутренний обмен сообщениями и предназначенного для решения внутренних задач (back end) SQL Server, чтобы управлять хранилищем сообщений.

Еще мы установили сервер LCS Director для управления коммуникациями между главным сервером LCS и его наиболее "пограничным" компонентом - LCS-прокси, отвечающим за обмен информацией с внешней сетью. А кроме того, потребовалось создать центр распределения полномочий (certificate authority) для управления сертификатами, используемыми при установлении TLS-соединений.

Наконец, администраторы должны сделать то, что, в сущности, является "белыми списками" доверительных доменов, позволяющими устанавливать соединения с этими доменами. Хотя это не сложно для компаний с небольшим числом доменов, создание федерации с сотнями партнеров может превратиться в очень трудную задачу.

Помимо установления федеративных отношений с корпоративными сетями IM серверы Antepo, Jabber и Microsoft могут с помощью специальных шлюзов создавать федерацию с общественными сетями - такими, как America Online AIM (AOL Instant Messenger), с помощью специальных шлюзов, позволяя компаниям контролировать внутреннюю коммуникационную среду и предоставлять в то же время возможность для подключения широкому кругу бизнес-пользователей, являющихся клиентами общественных сетей.

Однако федерация - не единственный способ установления связи с бизнес-партнерами и клиентами, применяющими IM. Компании, использующие IM для внутренних целей, имеют возможность расширить свои системы, чтобы осуществлять безопасный обмен информацией с партнерами на базе технологии непрерывного чата.

OPN System XT и JabberNow позволяют компаниям строить обращенные вовне среды чата, чтобы в IM-конференции могло одновременно участвовать несколько людей. IBM Lotus Sametime и LCS могут предоставить аналогичные возможности, если их расширить с помощью приложений третьих фирм: Instant TeamSessions производства Instant Technologies для Lotus Sametime и MindAlign компании Parlano - для LCS.

Версия для печати