УПРАВЛЯЯ  WEB

 

В сети разбросаны статические доски объявлений. Но компании вдыхают жизнь  в узлы, обеспечивая возвращение инвестиций

 

Развлечениям пришел конец. Подхваченные прошлогодней Internet-манией, многие компании в спешке слепо "въехали" в World-Wide Web без бизнес-плана, а некоторые  -  и без представления о том, как им хотя бы отчасти вернуть вложения. "В 1995 году ни у кого не было бюджета на создание базовых страниц,  -  поделился с нами Джон Герафти, консультант из консалтинговой группы IBM (Норт-Тарритаун, шт. Нью-Йорк).  -  Просто все создали их  -  и всё".

 

Но дело было не только в необходимости удержаться на одном уровне с создающими ажиотаж корпоративными запевалами. Компании стремились в Web в основном для того, чтобы успеть за новым скачком технологии  -  даже если его, в сущности, и нет. Итак, правилам дорожного движения предстоит претерпеть изменения. Поскольку предполагается, что стоимость поддержания узла Web взлетит до небес, менеджерам отделов информационных технологий (ИТ) необходимо затянуть пояса и всерьез взяться за обоснование затрат на узел Web.

 

В первой части трилогии по управлению серверами Web мы исследуем методы ROI (return of investments  -  возвращения вложений) и определим, какие практические шаги помогут вам добиться этого.

 

Входные врата

 

Когда Крис Шипли, президент консультационной фирмы The E-Media Group (Редвуд-Сити, шт. Калифорния), консультант по новым средам передачи информации, спрашивает представителей компаний, почему их фирма захотела создать узел Web, они отвечают что-то невразумительное, типа "из-за Java"  -  а вовсе не из-за того, чтобы дать клиентам круглосуточный непрерывный доступ к информации. "Java не является реальной причиной создания узлов Web",  -  считает Шипли.

 

На деле страстное желание размещать информацию в Web вытесняет мудрые маркетинговые соображения. В результате многим узлам, находящимся уже на пути распада, пора на разрастающуюся киберсвалку. Причины? Многие из этих узлов функционировали как  статические доски объявлений, не предоставляли правильной информации о службах и

 

вообще не представляли собой ничего ценного для рынка.

 

Кэти Байро, президент консультационной фирмы Strategic Interactive Group (Бостон), считает, что компании должны использовать для Web ту же самую финансовую дисциплину, какую применяют к любому другому проекту на рынке.

 

Поскольку в Web каждый посетитель базовой страницы компании общается с ней "один на один", компании должны объединить в одно целое свои усилия по развитию и маркетинговые идеи.

 

Дэйл Мур, директор по новым средам передачи информации фирмы L.L. Bean (Фрипорт, шт. Мэн), занимающейся розничной торговлей, считает, что, если компании преуспеют в этом, они смогут сэкономить на других формах маркетинга, таких, как дорогие каталоги, рассылаемые по почте. "Поскольку вы можете предлагать продукт и производить сделки без бумажных документов, это само по себе очень экономно", -  говорит Мур.

 

Герафти из IBM считает, что, даже если узлы Web предназначены только для внутрифирменного использования, все равно это сулит экономию денег. (Внутренняя сеть может предоставить служащим доступ к литературе о рабочих местах и условиях найма, освободив сотрудников отделов кадров для работы с компаниями, которые быстро расширяются или, наоборот, сокращаются.) Это также позволяет работникам отделов информационных систем знакомиться с технологиями, которые они будут внедрять в течение ряда лет.

 

"Как бы вы ни измеряли ROI, важно установить критерии оценки,  -  говорит Шипли.  -  Тех, кто приходит в Web исходя из принципа "давайте сделаем это, потому что мы это можем", обычно разочаровывает низкая производительность".

 

Например, одним из критериев успеха узла Web корпорации Federal Express, позволяющего клиентам отслеживать местонахождение посылки, возможно, станет снижение стоимости телефонных звонков в отдел обслуживания заказчиков. А, скажем, производитель соуса для спагетти Ragu будет оценивать работу своего узла (http://www.eat.com.) по количеству людей, которые получили доступ к экрану с бланком заказа, распечатали его и отоварили в супермаркете.

 

Разговор о деньгах

 

Каков бы ни был подход, без обоснования ROI будет очень непросто получить средства на ИТ от высшего руководства, а от этого зависит перевод работы в Web на другой уровень. Ясно, что это будет не дешево. Согласно расчетам фирмы  -  аналитика рынка Forrester Research (Кеймбридж, шт. Массачусетс), стоимость поддержки узла Web в следующем году подскочит на 50 - 200% в зависимости от конкретных задач каждого узла.

 

По словам Джонатана Нельсона, главы и основателя консультационной фирмы Organic Online (Сан-Франциско), помогающей компаниям создавать узлы Web, редко какой сервер обходится меньше, чем за $150 000. Он сообщил, что большинство клиентов тратят от $500 000 до $750 000, а некоторые и того больше. Если еще учесть, что печатное рекламное объявление стоит $75 000  -  не говоря о публикации в каком-нибудь издании,  -  план уложиться при организации узла Web в жалкие $25 000 был бы абсурдным, добавил он.

 

Мэри Кронин, профессор Carroll School of Management при Бостонском колледже (Честнат-Хилл, шт. Массачусетс), считает, что, даже если у вас на узле Web уже реализован онлайновый режим, стоит сделать шаг назад и провести ревизию стратегии в Internet. В марте издательство Harvard Business School Press опубликует книгу Кронин "Internet Strategy Handbook" ("Руководство по стратегии в Internet"). По ее мнению, первый этап должен включать оценку текущего состояния работы с Internet в вашей компании (например, количество сотрудников, имеющих доступ, расходы на одного сотрудника, оценка стоимости услуг различных поставщиков).

 

Следующим шагом является проведение классического анализа "стоимость - выгода" приложений узла Web. Менеджеры информационных технологий должны уметь предусматривать такие потенциальные выгоды, как сокращение расходов на связь (что зачастую бывает во внутренних сетях), увеличение годового дохода, а также некоторые неосязаемые положительные вещи, например имидж и повышение удовлетворенности клиентов.

 

На этом этапе Кронин рекомендует заполнить таблицу ориентировочной стоимости и предполагаемой экономии средств или других выгод для каждого возможного приложения Web. На заключительном этапе нужно исследовать внешнюю среду и получить представление о том, чем занимаются ваши начальники и конкуренты. Вооружась этой информацией, легко обеспечить начальство данными для обоснования эффективности затрат на Web.

 

Конечно, для обеспечения ROI крайне важно сделать все правильно, то есть управлять серверами Web творчески с максимальной эффективностью. В качестве образца мы нашли компании с успешно работающими узлами Web  -  как коммерческими, так и информационными  -  и сформулировали ряд самых полезных практических советов, извлеченных из непростого опыта. Если вы на пути к тому, чтобы продемонстрировать ROI, и запаслись своим собственным набором наилучших практических рекомендаций, пора выводить ваш узел Web на скоростную трассу. В последующих номерах старший редактор Лора Б. Смит рассмотрит, как связать серверную систему с Web. Последним шагом этого путешествия будет исследование Эрином Каллавеем языка программирования Java и альтернативных средств для построения Web-приложений. Итак, откиньтесь на спинку кресла и наслаждайтесь поездкой.

 

Лорен Гиббонс Пол, Лора Б. Смит

 

СОВЕТЫ И ХИТРОСТИ

 

"Установите шаблоны для создания страницы Web, такие, как цвет фона и стандартные элементы страницы. Автоматизируйте эти шаблоны, написав сценарий предварительных действий/форматирования, через который будет проходить все содержание. Это позволит вам изменять вид и восприятие узла, не изменяя миллионов личных файлов".

 

Майк Моретти, независимый подрядчик Web (Уолтем, шт. Массачусетс)

 

"Напишите сценарий, соответствующий CGI (Common Gateway Interface  -  общему интерфейсу шлюза), чтобы анализировать просмотрщики посетителей и затем направлять их в базовые страницы, оптимизированные специально для этих программ просмотра. Это устранит возможные скачки производительности в некоторых интерактивных службах и программах просмотра".

 

Билл Саутворт, технический директор HarvardNet,  фирмы-поставщика услуг для Internet (Гарвард, шт. Массачусетс)

 

"Используйте специальные средства Photoshop и других графических программ, чтобы сократить размер графики и количество цветов. Это уменьшит время передачи и в то же время сохранит качество изображения".

 

Билл Саутворт

 

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА

 

Старайтесь, чтобы ни одна из перечисленных ниже областей управления серверами Web  не ускользнула от вашего внимания

 

- Выбор продуктов/поставщиков: Пересматривайте свой ассортимент аппаратуры, ПО и сетевых соединений, по крайней мере, каждый квартал, чтобы идти в ногу со временем и получать лучшую отдачу от капиталовложений.

 

- Поддержание сети: Сюда относятся такие сложные области управления, как планирование пропускной способности, анализ журнала регистрации и управление системой IP-адресов.

 

- Защита данных: Это не только пароли, шифрование и установка брандмауэра. Возможно, придется еще успокаивать пользователей и рассеивать страхи относительно возможной бреши в системе защиты.

 

- Человеческий фактор: Привлеките к работе мастера Web, наймите авторов текстов, редакторов и художников. Регулярно информируйте высшее руководство о происходящем во всех областях.

 

Источник: обозрение PC Week

Версия для печати