Компания J’son & Partners Consulting представила краткие результаты исследования рынка M2M-коммуникаций в России и в мире. В исследовании проводился анализ характеристик потребительских сегментов на мировом рынке M2M-систем, анализ наиболее успешных проектов внедрения M2M-систем в мировой практике, подходы операторов мобильной связи к организации бизнеса M2M в мировой практике, прогнозы развития мирового рынка до 2016 года, исследование российского рынка M2M-систем, его объема и структуры, проводится обзор конкурентной ситуации на российском рынке и предложений основных игроков рынка, а также рассматриваются основные требования, которые предъявляют заказчики к поставщикам решений M2M.

В настоящее время глобальными лидерами в области M2M на мировом рынке являются компании из США (AT&T, Sprint, Verizone и др.) и Европейские компании (Telenor Connexion, Vodafone, Telstra и др.). Эти компании вплотную занялись развитием данного бизнеса с 2008 года и за несколько лет добились значительных успехов в данной области.

В данном исследовании мировой рынок делится 4 региона:

  • Европа (Западная Европа, Центральная и Восточная Европа, Россия и СНГ);
  • Америка (Северная Америка, Латинская Америка);
  • Азиатско-Тихоокеанский регион (Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Австралия и Океания);
  • Ближний Восток и Африка (Ближний Восток, Африка).

В 2011 году общее число беспроводных подключений M2M в мире достигло 108 млн. Наиболее значительный рост рынка наблюдался в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), где количество M2M-подключений выросло примерно на 64%. В Европе и США рост рынка составил по 26%. По оценкам аналитиков Berg Insight, на Топ-10 крупнейших операторов в мире по доходам приходится 68,2 млн M2M-подключений (или 63% рынка). По их прогнозам, к 2012 году число беспроводных соединений M2M вырастет на 29% по сравнению с 2011 годом, а к 2016 году — более чем в 3 раза.

Лидером по числу M2M-подключений в 2011 году являлась Америка. АТР находится на втором месте. Немного меньшая доля зафиксирована в Европейском регионе. В сумме на эти три макро-региона приходится около 95% M2M-подключений, что в натуральном выражении составляет примерно 103 млн. При этом наибольший рост подключений с 2010 по 2011 год наблюдался в АТР, который составил почти 45%.

По итогам 2011 года можно выделить три наиболее крупных сегмента, на долю которых приходится более половины M2M-подключений в мире. Значительная часть рынка приходится на сегмент ЖКХ. Вторым по размеру сегментом является промышленность. Третьим — коммерческий автотранспорт.

Аналитики Berg Insight отмечают, что наибольшие темпы роста рынка будут в автомобильных телекоммуникациях, включая системы, интегрированные в автомобиль на заводе (наиболее яркий пример OnStar GM). К концу 2016 года количество M2M-подключений в данном сегменте может вырасти почти в 9 раз.

Объем мирового рынка M2M от продажи устройств в 2011 году составил 8,6 млрд евро. Аналитики компании Berg Insight ожидают, что в 2012 году объем рынка вырастет на 21% и превысит 10 млрд евро.

Объем рынка M2M от предоставления услуг связи в 2011 году оценивался компанией Berg Insight в 3,4 млрд евро. В 2012 году объем рынка может вырасти на 24% — до 4,2 млрд евро.

Больше всего доходов от продажи устройств (около 37%) приходится на Америку. Наибольший темп роста доходов от продаж в период 2011-2012 гг. будет наблюдаться в АТР, где доходы вырастут за этот период на 40%. Наименьший темп роста ожидается в Европе — 7%.

Наибольшая часть доходов от предоставления услуг связи наблюдается в Америке — 35%. По темпу роста в период с 2011 по 2012 года лидером будет являться АТР — 41%. Наименьший рост ожидается в Америке — 14% .

Как отмечалось выше, в 2011 году общий объем мирового рынка M2M от продажи устройств составил около 8,6 млрд евро. При этом наибольшая часть приходится на коммерческий автотранспорт. Также следует выделить еще два крупных сегмента — «Медицина и потребительские устройства» и «Промышленность». Менее доходными от продажи устройств сегментами являются «ЖКХ» и «Безопасность/охрана». Что касается темпа роста доходов, то наибольший показатель в период с 2011 по 2012 годы будет наблюдаться в сегменте «Медицина и потребительские устройства» — 34%.

Объем мирового рынка M2M от предоставления услуг связи составил 3,4 млрд евро в 2011 году, из которых наибольшая часть приходилась на сегменты «ЖКХ» и «Коммерческий автотранспорт». Наименьшая часть доходов на рынке M2M от предоставления услуг связи зафиксирована в сегменте «Финансовый сервис и страхование». Наибольший темп роста доходов в период с 2011 по 2012 годы будет также наблюдаться в сегменте «Медицина и потребительские устройства».

По итогам 2011 года крупнейшим в мире оператором по числу M2M-абонентов являлся Сhina Mobile. Второе место занимает AT&T. Тройку лидеров замыкает Vodafone. Также в Топ-5 операторов входят Verizon Wireless и T-Mobile. На Топ-5 операторов приходится примерно половина рынка по числу M2M-подключений.

По мнению Berg Insight, основными странами, внесшими самый большой вклад в число пользователей M2M в 2011 году были США, Великобритания, Ирландия, Япония и Китай. При этом наиболее динамично по числу подключений развивается рынок М2М-решений Китая, выросший за 2011 год на 8,5 млн соединений, и рынок Восточной Европы — 5 млн соединений.

Наиболее высокий уровень проникновения мобильных услуг М2М зафиксирован в Швеции (27%), Норвегии (12%) и США (9%).

Крупнейшей страной по числу M2M-подключений по итогам конца 2011 года являлась США — 26,8 млн. Второе место занимает Китай, в котором насчитывается 20 млн подключений. В остальных странах их количество не превышает 6 млн.Формирование российского рынка M2M началось в начале 2000-х годов — именно тогда у операторов сотовой связи появились соответствующие тарифы для корпоративных пользователей. Первыми потребителями стали крупные автопарки, отслеживающие местоположение своего транспорта. Затем к ним присоединились заказчики из финансовой сферы, применяющие сервисы M2M для обеспечения связи со своими розничными точками обслуживания клиентов. Большой толчок в развитии рынок получил за счет повсеместного распространения терминалов оплаты услуг. Это уникальное для России и стран СНГ явление стимулировало развитие автономной связи между компьютерными устройствами на базе каналов сотовой связи.

По оценкам компании J’son & Partners Consulting, российский рынок услуг передачи данных между техническими устройствами через сети мобильных операторов увеличивается более чем на 70% в год. В период с 2010 по 2015 год количество SIM-карт, используемых в сервисах M2M, увеличится примерно в 15 раз и превысит 18 млн. В настоящее время рост рынка M2M значительно опережает средние темпы роста мобильного рынка в целом, что обеспечивает операторам рост выручки от данного направления до 80% каждый год.

Благодаря развитию технологий глобального позиционирования GPS/ГЛОНАСС и снижения стоимости оборудования, совмещающего в себе спутниковые приемники и GSM/3G-модемы, одним из самых активных направлений развития рынка M2M является мониторинг перемещения объектов (транспорта, курьеров, грузов). Сотовые операторы предлагают услуги как постоянного мониторинга с возможностью последующего анализа имеющихся данных о передвижении объектов, так и сервисы определения их текущего положения (как на базе данных от спутников GPS/ГЛОНАСС, так и средствами позиционирования сотовой сети).

По итогам 2011 года на российском рынке M2M насчитывалось около 2,4 млн устройств. Рост по сравнению с предыдущим годом составил 60%. Наибольшее количество устройств приходится на сегмент «Платежные системы и ритейл». «Мониторинг транспорта и подвижных объектов» занимает второе место по числу M2M-устройств. Третьим наиболее значимым сегментом является «Потребительская электроника». Наименьшая доля устройств приходится на сегмент «Системы безопасности, контроль и управление дорожным движением».

В 2011 году по сравнению с 2008 годом структура конечных потребителей решений M2M претерпела некоторые изменения: наблюдается снижение доли устройств в корпоративном сегменте. При этом корпоративный сегмент продолжает оставаться лидером. На втором месте сегмент частных пользователей, основу которых составляют пользователи систем безопасности и охрана автотранспорта, а также персональных навигаторов. На государственный сегмент приходится наименьшее число устройств.

Общий же объем рынка в денежном выражении (включая затраты на оборудование, связь и обслуживание) составил в 2011 году около 40,4 млрд руб., наибольшая часть пришлась на оборудование. По сравнению с 2010 годом рынок вырос на 15%, а по услугам связи — на 28%. Также наблюдался рост рынка эксплуатационных услуг (диспетчеризация и управление M2M-решениями): за 2011 год он увеличился на 38%.

В последние три года на рынке при общем росте числа подключенных устройств наблюдалась тенденция постепенного снижения стоимости оборудования и услуг связи при относительно стабильных ценах на услуги эксплуатации. Это связано как с общим падением расценок на услуги передачи данных, так и общим снижением цен на телематическое оборудование (в частности, системы ГЛОНАСС/GPS).

В настоящее время в тарифных планах всех крупнейших операторов присутствуют тарифы для устройств M2M. Последней из крупнейших операторов сотовой связи на данный рынок вышла компания «Теле2». В тоже время учет данных устройств затруднен вследствие того, что большая часть потребителей либо не знает о специальных тарифах для M2M, либо эти тарифы по тем или иным причинам их не устраивают, и они используют стандартные тарифы для корпоративных или частных абонентов с низкой стоимостью интернет-трафика.

По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2011 году структура клиентской базы мобильного M2M распределилась между операторами следующим образом: лидером по числу клиентов мобильного M2M была компания МТС. На втором месте находится «ВымпелКом». Тройку лидеров замыкает «МегаФон».

По итогам первого квартала 2012 году в целом по России уровень проникновения М2М-услуг не превышал 10%, в то время как в Швеции данный показатель составил 27%, а в Норвегии 12%. Наибольшее проникновение решений М2М в России зафиксировано в таких отраслях, как финансы, страхование и добывающие отрасли. В зависимости от размера бизнеса, наиболее часто к услугам М2М прибегают крупные компании с численностью персонала свыше 250 человек (5%). Проникновение услуг М2М в компаниях среднего и малого бизнеса составило около 3%. В микропредприятиях данный показатель составил 2%.

К основным проблемам, сдерживающим развитие рынка M2M в России, можно отнести: высокие тарифы на услуги M2M, низкая скорость соединения с устройством M2M.

Пресс-релиз

Версия для печати